Многие томские учреждения, оказывающие услуги дополнительного образования, ежедневно нарушают права горожан. Фитнес-центры, спортивные секции и кружки для детей предлагают томичам подписывать договоры, противоречащие Закону РФ «О защите прав потребителей».
Речь идет о пунктах, которые регламентируют возврат денег за пропущенные занятия. Как правило, договоры на оказание услуг в этой части содержат сомнительные условия.
Например, согласно им, клиент может вернуть деньги только за занятия, пропущенные им или ребенком по так называемой уважительной причине при предоставлении справки о болезни.
Или же средства возмещают только в том случае, если учащийся пропустил не более двух занятий подряд. Тут, как говорится, на что хватит фантазии предпринимателя.
«В случае пропуска занятий ребенком по уважительным причинам, вы можете восстановить пропущенные занятия. Если восстановить пропущенные занятия не представляется возможным, то производится перерасчет на следующий календарный период по письменному заявлению Заказчика с приложением документов, подтверждающих уважительность причины отсутствия ребенка», – указано в одном из договоров.
Некоторые и вовсе используют маркетинговые уловки. В частности, предлагают заморозить абонемент. Например, в одном из фитнес-центров Томска сделать это без указания причины можно максимум на неделю. Законного возвращения денег, по сути, даже не предлагают.
А порой учреждения даже меняют условия договора. И найти логическое обоснование этому весьма сложно. Например, так произошло с жительницей Томска Оксаной, чьи дети посещают бассейн «Звездный».
«Несколько лет мы ходим в секцию с тренером. Ранее мы оплачивали два занятия, даже если причина отсутствия была уважительной и был подтверждающий документ. Это правило действовало и в период пандемии. Администрация бассейна данное условие обосновывала тем, что оплачивая пропущенные дни, мы сохраняем за собой место в группе. Сейчас условия договора изменены. При подтверждении справкой о болезни, оплаченные пропущенные занятия переносят на следующий месяц. Однако, если отпуск родителей меньше месяца, пропуски не будут считаться уважительными, и занятия придется оплатить в полном объеме. Это забавно, мало кто сейчас может себе позволить уехать в отпуск на такой продолжительный срок. Впереди каникулы, мои дети уезжают к бабушке в деревню и, естественно, пропустят два занятия, судя по договору- это не будет являться уважительной причиной, поэтому оплаченные занятия мне не пересчитают. Этот пункт для меня непонятен, потому что я не воспользовалась их услугой, а деньги внесла», – рассказывает горожанка.
Уважительная причина
Загвоздка в том, что часто фигурирующее в подобных договорах понятие «уважительная причина» никак не закреплено законодательно.
«Законодательство в области защиты прав потребителей не содержит понятия «уважительная причина», а также не определяет перечень обстоятельств применимых в качестве «уважительной причины» при пропуске занятий в рамках оказания платных дополнительных образовательных услуг. Причина непосещения занятий может быть различной, это в том числе и проведение аварийно-технических работ, праздничные дни, карантин, лечение, заболевание и др. Соответственно, в качестве «уважительных причин» пропуска занятий могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие заказчику (потребителю) своевременно обратиться за услугой по договору. При этом, на заказчике (потребителе) в силу вышеуказанных правовых норм лежит обязанность оплатить исполнителю именно фактически понесенные им расходы, связанные с исполнением заключенного сторонами договора», – объяснили в Управлении Роспотребнадзора по Томской области.
Тем не менее, в силу норм Гражданского Кодекса РФ, стороны вправе включать в договор любые условия, если они не противоречат действующему законодательству. В том числе использовать формулировку «уважительная причина» и согласовать ее обстоятельства.
И все же, требовать от заказчика предоставить какие-либо справки для подтверждения пресловутой «уважительности» исполнитель не имеет права.
«Право исполнителя требовать предоставление больничного листа и справки о состоянии здоровья ребенка для объяснения причин его отсутствия на занятиях не закреплено законодательством в области защиты прав потребителей. Вместе с тем, в случае возникновения спорной ситуации и не разрешении ее в досудебном порядке, данная ситуация должна разрешаться в суде. Судом будет устанавливаться факт наличия или отсутствия вины заказчика, которая повлекла невозможность исполнения договора, и наличия понесенных исполнителем расходов, с учетом оценки представленных сторонами доказательств», – отметили в региональном Роспотребнадзоре.
Более того, исполнитель не может требовать от клиента написать заявление на возмещение денег за пропущенные занятия. А ведь такое случается довольно часто. Как правило, это аргументируют тем, что заявление будет рассматривать «руководство». И по истечении определенного срока, например, двух недель, деньги будут возвращены.
«Обязанность заказчика о подаче в письменном виде заявления (претензии) на возмещение денежных средств за пропущенные занятия законодательством в области защиты прав потребителей не установлена», – рассказали в органе госнадзора.
Незаконные пункты
Таким образом, вводить понятие «уважительная причина» в договор не запрещено. Но, фактически, бессмысленно. А вот обязывать в этой ситуации заказчика писать заявление на возврат денег – недопустимое условие договора.
В любом случае, получение средств за неоказанные услуги никак не связано ни с первым, ни со вторым.
«Обязанность исполнителя, предоставляющего платные услуги дополнительного образования, по возмещению заказчику стоимости пропущенных занятий будет исходить из фактически исполненных обязательств по договору и понесенных им расходов», – объяснили в ведомстве.
Получается, единственное из чего должен исходить заказчик при возмещении денег – объем оказанных услуг и фактически понесенные расходы. А при посещении того же спортзала или бассейна таковых, как правило, не бывает. Поэтому, чаще всего, если человек посетил три занятия, то только их он и должен оплатить.
«Исходя из вышеизложенных норм, определяющих порядок расторжения договора (отказ от исполнения договора) и исполнение обязательств по договору исполнитель не вправе устанавливать в договоре однозначное условие о том, что при пропуске занятий их стоимость не будет возмещена либо занятия могут быть только перенесены. Отказ исполнителя о возмещении заказчику стоимости пропущенных занятий без учета фактически исполненных обязательств исполнителем по договору и понесенных им расходов неправомерен», – заключили в томском Роспотребнадзоре.
Объясняется это довольно просто. Введение таких пунктов в договор не соответствует действующему законодательству.
«Исходя из норм ГК РФ, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения, соответственно исполнитель, оказывающий платные услуги дополнительного образования, не вправе определять в договоре условия, не установленные законодательством и противоречащие действующему законодательству», – отметили в томском Роспотребнадзоре.
В таком случае, возможно, доказывать свое право на возмещение денег придется в суде. И оспаривать надо будет в том числе несоответствие требований договора законам РФ. Кстати, такие прецеденты есть. Например, в Краснодарском крае суд вставал на сторону заявителя.
Кроме этого, клиент имеет полное право расторгнуть договор с организацией в любой момент и получить деньги за занятия, на которых он физически не будет присутствовать.
Опять же, если не было фактически понесенных расходов. Например, если вы ходили на кружок по рисованию и специально для вас заранее купили материалы, то исполнитель может потребовать оплатить их.
«Право заказчика отказаться от исполнения договора об оказании услуг в любое время установлено ст. 32 Закона о защите прав потребителей при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору. Статья 32 Закона о защите прав потребителей не устанавливает порядок расчета фактически понесенных расходов исполнителем», – рассказали в региональном Роспотребнадзоре.
Подводя итог, можно заключить следующее: что касается фитнес-центров, бассейнов, а также других секций и кружков, где в индивидуальном порядке заранее исполнитель не покупает для вас какие-либо материалы, клиент имеет право в любой момент расторгнуть договор и забрать деньги за услуги, которые он не получит.
И, согласитесь, на этом фоне достаточно абсурдно выглядят требования, которые выдвигают некоторые томские организации, оказывающие услуги дополнительного образования для детей.
Например, вот что представитель одного такого учреждения написал томичке, которая решила расторгнуть договор: «Согласно договору, Вам необходимо подойти к нам, написать заявление на расторжение, оплатить занятия, отходить еще 30 дней, после этого договор считается расторгнутым. При заключении договора про этот пункт Вам говорили».
Если вы считаете, что представители учреждений дополнительного образования нарушают ваши права, можете обратиться за консультацией в Роспотребнадзор.