В понедельник группа «Аквариум» представила в «Театро» программу «День радости» и отыграла трехчасовой концерт с антрактом и тремя выходами на бис.
За минуту до начала концерта «Театро» забит под завязку. Дама в вечернем с сигаретой в одной руке второй пытается уместить клатч в пространство между бульонной парой, бокалом вина и клатчем подруги. Рядом потягивает пиво длинноволосый фрик в наушниках размером с мотошлем. Через час он станет признаваться БГ в любви, дамы спустятся на танцпол, а на их месте будет отплясывать твист пожилой интеллигент, похожий на профессора Преображенского.
Ровно через два года после предыдущего концерта «Аквариум» вновь в Томске, на этот раз с «Днем радости». В основу новой гастрольной программы лег одноименный концертный альбом, собранный из репертуара двух последних пластинок и самых неочевидных вещей времен 70-80-х. В «Театро» группа исполняет и то, и другое, и третье в весьма неожиданных аранжировках, а БГ охотно общается с публикой, которую едва ли можно собрать в столь разномастном составе при других обстоятельствах.
– Спасибо, любимые. Эта песня многим помогает в быту, и я хочу подарить ее вам в личное пользование. Теперь она не наша – ваша.
За подаренную «Акуна-матату» зал благодарит музыкантов не менее затяжными аплодисментами, чем за другие, менее полезные в быту композиции. Концерт набирает обороты: официантов уже не видно, за столиками почти не сидят – стоят. БГ исполняет под «Паисия Пчельника» замысловатый танец руками и срывает очередные овации. Так, почти на одном дыхании «Аквариум» отыграет за час обязательную программу и выдержит изящную инструментальную паузу, чтобы еще два с лишним часа держать танцпол в напряжении.
– Я с нетерпением ждал этого концерта! – делится впечатлениями Николай, меломан и поклонник «Аквариума» с тридцатилетним стажем и блеском в глазах. – У группы сейчас взлет, они записывают по серьезной пластинке в год, сыплют синглами, и промахов почти нет. До этого был не слишком удачный период, но, кажется, Гребенщиков вновь поймал волну, и это хорошо заметно: я такого «жирного» саунда давно не слышал. А какая подборка!.. У меня дома их полная дискография, начиная с «Притч графа Диффузора», но даже я не могу вспомнить некоторые песни тех лет, что они сегодня играют.
Заезженных песен почти нет, сплошь редкие. Принцип отбора: чем сильнее забыли, тем лучше. БГ играет для настоящих музыкальных гурманов, и, кажется, от этого сам заметно заводится: «Это мы не исполняли на концертах 15 лет… А это точно не трогали лет тридцать».
Кульминация программы – короткий разухабистый панк-сет, в рамках которого хрестоматийная «Береги свой хой», наконец, обретает соответствующее названию звучание, а под цоевскую «Маму-анархию» даже девочки на шпильках демонстрируют приемы слэма.
– Это фантастика! – Максиму двадцать семь, офисная стрижка, брюки, длинные руки в длинных рукавах. Вышел из зала передохнуть за барной стойкой и никак не может отдышаться. – Я вчера на Нойзе был, но там мы так не зажигали. Думал, уже не будет повода вспомнить свои 16 лет, когда я не пропускал ни одного рок-концерта. Смотрю на Бориса Борисовича, и мне кажется, он моложе меня.
Юля – девушка Максима – дожидается своего коктейля и садится рядом.
– Ирландский флейтист такой красавичик! Брайн Финеган, да? Поищу его фотки в гугле. Я у Аквариума до этого пару песен слышала: «Город золотой» и еще какое-то глубокомысленное нытье. Но сегодня все так здорово! Не ожидала, что у них такая разная музыка. Наверное, эту группу нужно живьем слушать.
Тем временем, «Аквариум» выходит на бис. Самые торопливые уже успели одеться и теперь по второму разу сдают вещи в гардероб. Музыканты вновь покидают сцену и вновь возвращаются. БГ представляет их высоким стилем, снимает на мыльницу, сам берется за гитару и призывает партер зайтись в танце. Будет еще один выход на бис и прощание – по-своему тоже веселое.
После концерта на выходе тесно. В очереди за одеждой женщина средних лет, актвно жестикулируя, разговаривает по телефону:
– Зря не пришла, доча, было даже лучше, чем тогда во «Вьетнаме».
Гардеробщик подает ей пальто с песцом. Прямо за ним висит чья-то косуха.
Редакция новостей tomsk.ru
Фото: Анастасия Барей