Первая премьера Томского театра юного зрителя в этом году, на удивление, про детей и для детей. «Полина ищет па» — работа режиссера Анны Морозовой по пьесе Екатерины Тимофеевой, в ней авторы решили объединить самые странные компоненты и элементы, как будто бы воссоздавая мышление яркого и живого подростка в его самый нежный и эмоциональный возраст. Локомотивом поставили вопрос уходящих из семей родителей и отправили свой состав в путь. Остается вопрос: а получилось ли? Обо всем по порядку.
Сюжет постановки рассказывает о 13-летней девочке Полине, единственной целью которой является предстоящая школьная спартакиада, куда она уговаривает пойти маму с бабушкой. Все для того, чтобы после победы им сделали красивую фотосессию и повесили фотографию на большой городской баннер. Но Полина лукавит, все дело в том, что она влюбилась в школьную звезду Яна, лидера рок-группы, отвязного современного панка, которого в интерпретации ТЮЗа сделали оммажем на вокалиста группы «Пошлая Молли». Но есть и еще одна проблема: для фотосессии необходима вся семья, а своего папу Полина не знает, бабушка не помнит, а мама активно отмалчивается. Поэтому девочка берет все в свои руки и отправляется в страшное, но увлекательное путешествие из Москвы в Петербург.
Уже на уровне синопсиса становится ясно, что зрителя ждет с виду очень простая, но раскладывающаяся на бесконечное множество пластов история. «Полина ищет па» — это тот спектакль, который может бросить пыль в глаза некой суматохой в самом своем начале, где школьная спартакиада кажется поставленной слишком просто и карикатурно камерно, но позже разогнаться до таких серьезных тем, что заставят очень крепко задуматься. При этом сложно понять, комфортно ли чувствует себя спектакль именно в рамках малой формы. С одной стороны ему будто бы не хватает воздуха, а с другой — ряд режиссерских приемов вызывает полное изумление и восторг, и сработать на большой сцене они бы попросту не смогли, а история без них будет выглядеть совершенно серо и обыденно.
Но мы же имеем дело с подростком и ее активным воображением, так что вставки с крашем-музыкантом в стиле Эдгара Райта и его «Скотта Пилигрима» или панический страх перед старой жительницей одного из питерских домов, которую изобразили в образе Безликого из «Унесенных призраками» — все это создает общее настроение иногда тревожной, но все-таки мечтательности. Кроме того, «Полина ищет па» поднимает ряд вопрос о ценности семьи как в традиционном, так и в более широком ее понимании. Главная цель героини — найти отца, которого она, 13-летняя девочка, отправляется искать в одиночку в страшный и неизвестный Питер. При этом через призму ребенка, который не особо задумывается о малодушии поступка отца, испытывает лишь личную к нему обиду. Ведь «вот она я, я даже не прячусь, почему ты меня так и не нашел?». В это же время зритель может задуматься о проблеме намного глубже. О том, что большая часть страны воспитывалась бабушками и мамами, о том, что шутки про «ушел за хлебом» уже давно прописаны в национальный код каждого жителя России, о том, что полноту семьи определяет не только ее состав. О том, что необязательно быть родственниками, чтобы стать семьей.
Да, зритель снова получает сильный гуманистический и человеколюбивый посыл о том, что породниться можно с кем угодно, ведь главное быть хорошим и открытым человеком. Особенно трогательно, когда эта мысль доносится через призму 13-летнего подростка, чья логика разительно отличается от нас, взрослых людей.
При этом ТЮЗ не изменяет себе и украшает постановку новыми деталями и большим количеством изобретательных, почти кинематографичных элементов, что так органично перебиваются с наивными условностями пьесы и скучным бытом реальности. Свою главную и практически духовную цель Полина осознает в тот момент, когда карикатурная директриса ставит свой гиперболизированный ультиматум, разогревая и поедая курицу из пластикового контейнера. Если это не шикарная работа с деталями и атмосферой, то мы уже ничего не понимаем.
Еще одним приятным наполнением становится общий флер повествования, авторам каким-то образом удалось наполнить постановку атмосферой российского ситкома из нулевых. Весь путь Полины превращается в набор разных серий, где героине приходится преодолевать все новые и новые преграды, а реакция зрительного зала — все тот же смех или вздохи в ситкоме, очень иммерсивно.
«Полина ищет па» — это история, которая подойдет как взрослым, так и детям. В ней есть много подростковых проблем, ответ на которые дети могут очень просто найти, есть комические моменты, а есть довольно серьезная драма. И она заканчивается не тем хэппи-эндом, что закладывается в названии пьесы. А чем-то более взрослым, осознанным и правильным. Этот спектакль про любовь к семье, любовь к себе и любовь к миру. И совершенно неважно, был ли в вашей семье отец или нет, понять главную мысль точно сможет каждый.