Через несколько лет, с января 2025 года, в России произойдет полный переход на удаленное урегулирование убытков по ОСАГО. Страховые компании активно готовятся к этому, используя все свои ресурсы, уже сейчас.
Среди крупнейших страховых компаний сегмента ОСАГО есть и те, которые рассматривают возможность досрочно внедрить в свою практику специальные сервисы, позволяющие урегулировать страховой случай дистанционно. Что это значит? Все документы от автовладельца по факту ДТП будут приниматься без посещения офиса страховой компании.
Подробнее о преимуществах, удобстве и перспективах введения удаленки рассказал руководитель комитета Объединения потребителей России по контролю качества услуг в сфере страхования, Андрей Крупнов.
«Конечно, в ближайшее время стоит ожидать лишь частичного перехода на удаленное урегулирование. И только от крупных страховых компаний, обладающих мощностями и уже подготовивших первые наработки в данном направлении. Сделать предварительные выводы о том, как переход будет развиваться, можно по электронным продажам ОСАГО. Кроме того, сейчас уже действует первый предвестник удаленного урегулирования — Европротокол. Этот механизм был введен для упрощенного взаимодействия между участниками ДТП для выполнения обязательств, предусмотренных законом об ОСАГО, и получения пострадавшим положенных страховых выплат. Однако практика показывает, что все еще водители нередко после аварии используют Европротокол не во всех предусмотренных законом случаях. Многим все еще кажется более надежным способом вызывать для оформления документов сотрудников полиции», — прокомментировал эксперт.
Плюсы «удаленки»
Как отметил эксперт, нужно понимать, что даже с 2025 года услуга удаленного урегулирования убытков по ОСАГО в России будет еще продолжительное время сосуществовать параллельно с традиционным методом. Для этого есть ряд причин. Во-первых, возможности электронного урегулирования в автостраховании сами по себе ограничены. Да, мы получим возможность оформлять убыток и рассчитывать его стоимость дистанционно. Но для ремонта автомобиля все равно нужно физически взаимодействовать со станцией технического обслуживания автомобилей (СТОА). Во-вторых, если дефицит автозапчастей сохранится, то переход на удаленное урегулирование все равно не сможет заметно сократить сроки ремонта. Поставки большого числа деталей сейчас занимают около двух месяцев. И это никак не зависит от страховых компаний или СТОА.
Однако система удаленного урегулирования даст возможность автомобилистам получать весь предварительный страховой сервис после ДТП непосредственно на месте происшествия. Кроме того, клиент будет получать информацию об объеме повреждений и предварительную оценку ремонта, а также все инструкции по дальнейшим действиям. И все это в минимальные сроки и без необходимости вызова представителя страховой компании или, тем более, посещения офиса. Конечно, это сделает ОСАГО намного удобнее, а процесс урегулирование убытков по нему — быстрее. Особенно, если наладится ситуация с запасными частями.
Немаловажно и то, что поскольку эффективно организованный цифровой процесс очень выгоден, удобен самим страхователям, на рынке среди страховых компаний будет наблюдаться борьба за его внедрение и распространение цифровых сервисов даже до 2025 года. Есть большая вероятность, что кто-то из менее крупных игроков попробует перетянуть к себе больше клиентов и также заранее внедрит систему электронного урегулирования.