В Томской области разработают новые решения для беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Это будет первая в России система, которая сможет повысить безопасность, прозрачность применения дронов и доступности воздушного пространства для них. В основу системы ляжет действующая технологическая инфраструктура госинформсистемы «ЭРА-ГЛОНАСС». И с помощью нее в будущем государственные ведомства смогут получать юридически значимую информацию о полетах авиадронов, а экстренные службы — точные координаты БПЛА в случае происшествий.
Уже подписано соглашение о создании и развитии соответствующего проекта с использованием отечественных технологий. Его губернатор Томской области Владимир Мазур заключил с ректором НИ Томского госуниверситета Эдуардом Галажинским и гендиректором АО «ГЛОНАСС» Алексеем Райкевичем.
Напомним, в Томской области год назад установили экспериментальный правовой режим. В рамках него был создан опытный район по эксплуатации беспилотных авиационных систем, в этом районе не действуют нормативные барьеры, препятствующие эксплуатации БПЛА с максимальной взлетной массой более 30 килограммов. Авиадроны могут использоваться для доставки грузов до полутора тонн, аэрофотосъемки и работ на полях. По результатам эксперимента через 3 года будут приняты дальнейшие шаги по развитию в стране беспилотной авиации.
«Президент России поставил задачу создать в стране новую отрасль экономики – беспилотную авиацию. Сегодня мы делаем очередной шаг к решению этой задачи, выполнить которую можем и должны одними из первых в стране. В Томской области есть все условия для создания новой отрасли и локализации производств беспилотных авиасистем: лучшие университеты, высокотехнологичные компании, кадры для новой экономики, ведущие индустриальные партнеры», – подчеркнул губернатор Владимир Мазур.
Тестировать цифровую инфраструктуру и разрабатывать технологии по использованию искусственного интеллекта для оптимизации полетов БПЛА будет ТГУ. Также университет уже приступил к разработке системы сертификации пилотов дронов.
«Сотрудничество позволит ТГУ решить широкий спектр задач и применить для сферы беспилотия те исследовательские решения, которые уже разработаны командами университета в области технического зрения, робототехники, искусственного интеллекта, квантовых коммуникаций, математического моделирования, новых материалов. В складывающейся высокотехнологичной отрасли ТГУ будет генерировать интеллектуальный продукт, который будет реализован в том числе через роялти. Второе направление, интересное университету, – это подготовка кадров: от инженеров для сложных междисциплинарных областей до программ дополнительного образования, например, для операторов беспилотных систем», – отметил ректор ТГУ Эдуард Галажинский.
Что касается «ЭРА-ГЛОНАСС», помимо аварийного оповещения и передачи координат экстренным службам в случае ЧП, организация обеспечивает обмен данными с Единой системой организации воздушного движения РФ и ведомствами. Гендиректор АО «ГЛОНАСС» Алексей Райкевич отметил, что совместный проект с Томской областью и ТГУ станет важным шагом в преодолении ключевых барьеров массового коммерческого применения авиабеспилотников на всей территории России. Например, упростит интеграцию дронов в общее воздушное пространство, сделает возможным онлайн-подтверждение принадлежности БПЛА и соблюдения заявленных маршрутов.
«Достоверные и юридически значимые данные, передачу которых обеспечивает госинформсистема «ЭРА-ГЛОНАСС», формируют доверенную среду для всех задействованных государственных ведомств и надзорных органов. Такое решение обеспечивает прозрачность полетов авиадронов и открывает возможность для интенсивного применения беспилотников во всех действующих и перспективных сервисах», – сказал гендиректор АО «ГЛОНАСС» Алексей Райкевич.
В малой авиации уже отработаны возможности эффективно использовать «ЭРА-ГЛОНАСС» для расширения применения БПЛА. В прошлом году, когда в южных регионах России ввели режим «закрытого неба», система стала единственным инструментом для продолжения работы воздушных судов при обработке сельхозземель. Она обеспечила получение, обработку и передачу достоверной информации о полетах в Минобороны. Ранее эффективность «ЭРА-ГЛОНАСС» подтвердили учения по спасению экипажа самолета Ан-2, по легенде аварийно приземлившимся в Красноярском крае на местности, идентичной акватории Северного Ледовитого океана. Данные службы авиационного поиска и спасения получили оперативно.