С 1 сентября в российских вузах для первокурсников введут новый курс – «Основы российской государственности». Его создают, чтобы заложить предпосылки для обучения инженеров, способных создавать прорывные технологии и предлагать смелые решения, не ограничиваясь шаблонной работой по зарубежным образцам. В создании программы участвуют 10 российских регионов, и Томск стал первым городом, где прошла двухдневная конференция по поводу насыщения структуры курса тематическим содержанием и актуальными форматами преподавания. Площадкой для работы стал Томский политех, где собрались представители разных вузов СФО.
В конференции приняли участие более 200 (150 человек) человек: проректоры по воспитательной работе и образовательной деятельности вузов Сибири, преподаватели, студенты и работодатели из технологических компаний.
Кстати, создание курса и сама конференция проходят в рамках проекта «ДНК России» и серии дискуссионных событий «Технологическое лидерство: идеи, практики, рецепты». Инициаторами выступили Координационный совет Общественной палаты РФ по развитию сообществ молодых специалистов, ассоциация «МАКО» и компания «Норильский никель». А также сам проект ДНК России, созданный при поддержке Министерства образования и науки.
Задачу ввести новый курс в вузах в этом году поставил президент, и она назрела давно, подчеркнул губернатор Владимир Мазур.
«Начинать надо с основ: что такое государственность, кто ее нес, в какое время она зародилась, как нужно относиться к своей стране и какое будущее у этой страны. Томские преподаватели поработали с полной отдачей и ответственностью. И я очень рад, что Томск стал первой площадкой для проекта. Помимо того, что сейчас мы являемся носителями серьезных будущих научных программ, мы понимаем, для чего мы работаем и для каких перспектив государства мы тратим свои силы. Основы государственности при моей учебе уже были, мы понимали их. А сегодня это архиважно: мы находимся в развитии новых реалий. Не упустить традиции и зарождение основ государственности и передать их будущим поколениям – это наша задача», — сказал губернатор.
Новая программа будет введена для первокурсников всех вузов России уже с 1 сентября этого года. По словам научного руководителя проекта «ДНК России» Андрея Полосина, в междисциплинарном курсе будут использованы компоненты социологии, психологии, политологии, философии, экономики, географии, права. При этом дублировать существующие предметы новая дисциплина не будет.
«Курс с самого начала своего проектирования и построения организовывался, как курс, который разрабатывают сами преподаватели вузов РФ. И важно понимать, что для инженерного образования сегодня стоят сверхзадача – формирование нового поколения инженеров-конструкторов. Не только тех кадров, которые работают на обеспечение уже имеющихся технологий, а тех кадров, которые будут разрабатывать технологии, новые решения. А без комплексного подхода и гуманитарного знания обеспечить правильную мыслительную деятельность, организацию командной работы невозможно. Поэтому у нас огромная надежда на сотрудничество, и мы очень благодарны Томскому политеху за инициативу провести первую конференцию в этом ряду», — отметил Андрей Полосин.
В течение 2 дней команды из представителей разных вузов Сибири обсуждали, каким они видят будущий курс. Фокус в конференции идет на преподавателей, которым предстоит вести будущую программу: они могли высказать критические замечания, задать вопросы и опробовать формат. Работа шла и со студентами: преподаватели создавали демо-уроки, в которых можно было протестировать разные способы подачи информации о ценностях и целях России. Студенты голосовали за представленные форматы и могли высказаться, что бы они хотели изменить или добавить в будущий курс.
На итоговой встрече каждый из участников из разных вузов вносил свои предложения и говорил о выводах по итогам работы. С учетом полученных рекомендаций и будет сделан Курс «Основы российской государственности» в вузах, сообщила председатель Координационного совета Общественной палаты РФ по развитию сообществ молодых специалистов и президент ассоциации «МАКО» Ольга Голышенкова.
«В ведении этого курса есть особая специфика: во-первых, это общая «аллергия» инженеров на то, что они называют «гуманитаристика» и они не хотят никаких гуманитарных дисциплин, которые не имеют для них практического применения. А второе – очень важно говорить о мировоззрении для инженеров не абстрактно, а через истории и судьбы и ранее живших, и ныне живущих великих инженеров, ученых, изобретателей, технологических предпринимателей. Именно это мы хотим сделать, и поздравляем Томск с тем, что именно в стенах Томского политеха мы впервые начинаем эту работу. Было много жарких дискуссий, даже слёзы в некоторых аудиториях. И мы рады: если это вызвало такие сильные эмоции, значит, мы решили свою задачу и вовлекли преподавателей в честный откровенный диалог, И миссия проекта ДНК России делать проект огромным коллективом в несколько сотен педагогов», — отметила Ольга Голышенкова.
На встрече участники озвучили не только рекомендации для будущего курса, но и свои опасения и вопросы. Например, нужен ли экзамен? Кто должен быть преподавателем дисциплин? Не будут ли они дублировать те, которые существуют в вузах сейчас?
Также участники рабочей встречи составили портреты целевого слушателя и идеального преподавателя. Во многом это был молодой специалист-практик. И именно на этот курс в целом ориентирован и сам Политехнический университет, подчеркнул ректор Дмитрий Седнев: на создание команд, взаимодействие молодежи и создание нового инженерного мировоззрения.
«Сегодня совпало, что на ученом совете, которые проходил параллельно, мы рассматривали 2 серьезных вопроса, без которых невозможно представить формирование картины мира инженера. Первый – подготовка с точки зрения молодежной политики и воспитательных аспектов. В этом сейчас многое делается студенческими объединениями, когда равный равному транслирует устоявшиеся практики, которые используются в современной инженерии. Это примеры, когда студенты и инженеры из отрасли соединяют здания. А второй момент – базовая инженерная подготовка с точки зрения соцгума, и мы убеждены, что нам необходимо трансформировать не столько внешнее содержание, но и внутреннюю методологию преподавания», — сказал Дмитрий Седнев.
Ректор добавил: преподаватели для курса будут отбираться и проходить переподготовку перед началом курса. И уже к лету будут определены те педагоги, которые 1 сентября приступят к чтению курса политехникам.