Сегодня в Томском политехническом университете начала работу конференция «Формирование мировоззрения для технологического лидерства России». Она проходит в рамках проекта «ДНК России» и серии дискуссионных событий «Технологическое лидерство: идеи, практики, рецепты».
В течение двух дней, 27 и 28 февраля, участники, в числе которых проректоры по воспитательной работе и образовательной деятельности вузов Сибирского федерального округа, преподаватели, студенты и представители технологических компаний, обсудят содержательные модули и подходы к преподаванию нового курса «Основы российской государственности» для инженеров, а также особенности его внедрения в учебную программу для технических специальностей в вузах.
«Не случайно эта конференция проходит именно в Томском политехе, так как мы исторически являемся форпостом инженерного образования в азиатской части России, мы понимаем, как готовить и выпускать инженеров, являющихся творцами, способными создавать и осваивать новые индустрии. Но мир, безусловно, меняется. Мы четко понимаем, что нам необходимо в том числе пересмотреть свои подходы к инженерному образованию. Именно поэтому мы в программе «Приоритет 2030» заложили стратегический проект, посвященный новому инженерному образованию, участвуем в проекте «Передовые инженерные школы». В эти два дня нам с вами необходимо поговорить о важном — о формировании инженера как личности, об образовании в его подлинном понимании, о правильном «фундаменте» личности инженера, выстроенном на социогуманитарных, философских основах, знании истории, любви к своей Родине. Без этого «фундамента» инженер не сможет сделать следующий шаг в технологическом развитии, быть в авангарде создателей технологического суверенитета. Проект «ДНК России» и его миссия крайне важны, в том числе и для Томского политеха», — обратился к участникам ректор Томского политеха Дмитрий Седнев.
Заместитель губернатора Томской области по научно-образовательному комплексу и цифровой трансформации Людмила Огородова отметила, что основы для формирования мировоззрения будущих лидеров технологического рынка труда нуждаются сегодня в актуализации в соответствии с внутренними и внешними вызовами.
«Очень важно, чтобы в России сообщество инженеров получило некий государственный статус. Инженеры должны найти свое место не только в открытиях и достижении технологического лидерства, но и в понимании своей роли в стране. Мировоззрение студентов-инженеров должно быть основано на знании истории и осознании того, в чем именно состоит роль российской инженерной школы. Ведь она исторически — школа лидерская. Именно эта серьезная платформа, заложенная инженерным образованием, позволяет и сегодня ставить задачу достижения технологического суверенитета», — подчеркнула она.
Конференция в Томске стала четвертой в серии событий проекта «Технологическое лидерство: идеи, практики, рецепты», включенного в «ДНК России». Она открылась проблематизирующей сессией «Формирование нового поколения технологических лидеров: принципы образования и воспитания инженеров в современной России». В рамках сессии научный руководитель проекта «ДНК России» Андрей Полосин рассказал, что предпосылки переформатирования подготовки в рамках высшего образования были заложены еще в 2021 году.
«Задача проекта «ДНК России» состоит в том, чтобы не просто сформулировать концепцию мировоззрения и создать образовательные программы. Самое главное при трансформации системы образования опереться на опыт и экспертизу профессорско-преподавательского состава: на профессоров, доцентов, кандидатов наук, преподавателей аспирантов, в конце концов, на самих студентов», — отметил он.
Сегодня участники конференции начали групповую работу в рамках форсайт-сессии «Мировоззренческий вектор технологического лидерства России», по итогам которой они сформулируют тематическое наполнение, адаптированное под студентов-инженеров, и представят методические рекомендации для преподавания нового образовательного курса «Основы российской государственности» для инженеров.
Справка:
Конференция инициирована Координационным советом Общественной палаты РФ по развитию сообществ молодых специалистов, ассоциацией «МАКО» и компанией «Норильский никель».
«ДНК России» — проект, направленный на вовлечение академического сообщества в учебно-методическое и научно-исследовательское сопровождение государственной политики в области просвещения, высшего образования и молодежной политики. Проект реализуется при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ, в его работу вовлечено одновременно более 2 000 преподавателей социо-гуманитарных дисциплин по всей стране.
Главной целью «ДНК России» стала разработка учебно-методического комплекса для нового образовательного курса «Основы российской государственности». Курс должен сделать более гармоничным и системным процесс подготовки студента к его профессиональной деятельности и самореализации, дав молодежи системное понимание того, что из себя представляет Россия как цивилизация, связанная с определенными мировоззренческими ориентирами и ценностными константами.
Весной 2023 года в всех федеральных округах, на базе опорных вузов, запланированы конференции, по итогам которых будут собраны лучшие форматы и методики преподавания, тематическое наполнение концептуального каркаса курса «Основы российского государственности», а также разработана технология внедрения и организации преподавания новой дисциплины.