10 книг с рассказами, изданных «Эксмо», и стендап-концерты в 290 городах – все это часть истории успеха московской писательницы Ольги Савельевой. Но своим успехом она обязана трудному детству, ребенку с инвалидностью и многим другим жизненным неурядицам. О том, как собственная публичная психотерапия позволяет помогать другим, мы поговорили с Ольгой во время ее визита в Томск.
«Люди похожи, как батоны»
«О чем можно говорить два часа?» – таким вопросом задается каждый, кто еще не посетил стендап-концерт Ольги Савельевой. Ответ на него простой – два часа можно говорить о нас. Ольга рассказывает веселые, грустные, но всегда поучительные истории из своей жизни и жизни окружающих ее людей.
«Мне вчера в Кемерове женщина сказала – меня привела подруга, и я не понимала о чем можно говорить два часа. В итоге мы говорили три, и она сказала – у меня было ощущение, что я села в трамвайчик, и по всей своей жизни проехала, по всем своим ошибкам, по всем своим вопросам, и везде добрала то, что не знала, как будто ты все знаешь про меня. А я про нее не знаю ничего, но я знаю про себя, и моя любимая фраза «Люди похожи, как батоны». Мы живем одинаково: мы вот в этой ситуации обиделись, вот в этой сбежали, вот в этой заплакали. Лекало у нас очень похожи, понято, что характеры разные, судьбы разные, но лекала похожи», – говорит Ольга.
Все рассказы Ольги Савельевой и все ее книги – про нее. Про то, что случилось лично с ней, с членами ее семьи или знакомыми. Например, первая книга под названием «Апельсинки» (потому что «от осинки не родятся апельсинки») – про родителей и про личную драму маленькой девочки, которую родители отправили в другой город на воспитание бабушки и дедушки. Это настоящая психотерапия на бумаге.
«Например, когда я в первый раз написала историю про себя и маму, меня начали хейтить – как можно так плохо говорить о родителях. Но я же не писала никогда, что у меня плохие родители, я писала факты – у меня пьет папа. И я писала, что мне было очень больно, что я ужасно обижалась, что ему алкоголь важнее меня, это была настоящая моя детская обида, за которую я его прям кулачками била. В тот момент я это проживала и честно рассказывала, что я в этот момент чувствую. И поэтому книгу «Апельсинки» покупают психологи и говорят – мы видим, как это выглядит глазами пациента. Эта история прощения, к которому я шла наощупь, потому что, если бы тогда у меня был психолог, я бы гораздо быстрее это прошла. Но я шла наощупь, и тем не менее, дошла».
После «Апельсинок» случилось еще девять книг. Всего за пять лет! И сейчас Ольга пишет одиннадцатую.
«Одиннадцатую книгу пишу на телефоне. У меня есть ноутбук, но когда происходит что-то интересное, ты такой — хоп, надо прямо сейчас это записать, а то уйдет эмоция. «Писатель с телефона» – я так себя и называю, потому что я не претендую на какое-то место в литературе, просто прямо сейчас мои мысли могут кого-то согреть и быть актуальными для решения каких-то проблем. Вот какая моя миссия. Мне не надо, чтобы я когда-то висела в кабинете литературы. Я шучу, что я хочу, я не отрицаю тщеславия. Вчера я была в Кемерове, и меня спросили где можно купить мои книги, и я такая – в любом магазине на территории России. Знаешь, как приятно, это говорить! Но вообще, я жуткий самозванец, я всегда жду, что сейчас литературный ОМОН прибежит, меня прогонит и рассекретит, что я вообще никто».
«У меня только рассказы. Я очень скоростная. Я придумала метафору, которая мне кажется совершенно гениальной: я побежала, быстро замесила тесто и испекла пирожок, я не могу делать сыр, который выдержан 800 лет. Лаконичность в тренде, главный формат будущего – комиксы, картинка и короткий текст. У меня нет задачи растягивать, есть задача максимально много дать в минимальном количестве букв. У любого текста есть цель, и вообще не важен объем. И чем короче и быстрее я смогу достичь цели, тем лучше. То есть если это будет одно предложение – радуйтесь, мы не потеряем читателей, пока растекаемся мыслью по древу».
Любовь – самое сложное, что с нами случилось
В книгах Ольги Савельевой очень много про семью – про взросление сына, про инвалидность дочери, которая в девять месяцев заболела менингитом и потеряла слух (сейчас девочке семь лет, и у нее установлены кохлеарные импланты), и конечно же про мужа. И все без прекрас – про взлеты и падения, про кризисы и ссоры. Про испытания, с которым сталкиваются все люди.
«Мы же не застыли в янтаре времени, мы все очень меняемся. Я 20 лет назад и я сегодня – две разные женщины. Тем более, испытания, посланные нам, последние шесть лет наша семья была просто расстреляна какими-то бесконечными испытаниями. Про какие-то я смогла написать, про какие-то нет, потому что они еще в процессе. Но мы сильно трансформировались. Например, мой муж Миша заболел депрессией. Это время, когда человек мигрирует в себя, потому что его выключили из розетки. У него был триггер, а у кого то даже триггера нет, можно просто сесть на саночки и уехать в это, потому что вторник. Его просто подменили. Он был юморной, открытый, его обожают дети, животные, на нем всегда куча приключений, он всегда куда-то бежит. И первые 15 лет я понимала – почему я выбрала этого мужчину, хотя рядом были богача, красивее, умнее. Потом происходит депрессия, просто это один из моментов, который кардинально изменил человека, и его и меня, потому что семья – это система сообщающихся сосудов. И когда человек меняется, задача – выбрать его снова. У меня даже в стендапе был кейс, что мне муж тогда сказал – «А что ты сделала? Ты же просто не ушла!». Так вот это было самое сложное – не уйти».
«Тут 14 февраля, и всего говорят – любовь это самое лучшее, что случилось со мной. Ребят, давайте честно, любовь – это самое сложное, что с нами случилось. Это работа души, и прикольно, если вы справились. У меня, например, в окружении эпидемия разводов. Все попробовали и подумали – да зачем в эту гору лезть, вокруг миллион других людей! Сейчас все упростилось, ты в «Тиндере» можешь найти мужика по локации! «Мы влюбились, он жил в Кемерове, а я в Москве, и мы друг к другу летали». ЗАЧЕМ? Найди на своей станции метро. Отношения стали гораздо проще. А кризис в отношениях, это когда никто не молодец, и сложно признаться, что ты тоже не молодец. Я считаю, что простить друг друга и принять друг друга со всем этим, это и есть любовь».
Ольга уверена, что главные качества писателя – любознательность и умение замечать необычное в повседневном. Возможно, именно в этом и есть успех ее книг – каждый человек может найти в них ответы на свои простые, но такие важные вопросы:
«Я в целом не люблю ширяться драмой, то есть, если мне трет обувь, я буду решать эту проблему, я не буду думать – вот сейчас дойду, я уже потратила на нее деньги. Я бы хотела, чтобы внутри не было ничего колючего, за что ты цепляешься. Это вот когда у тебя заноза, а ты терпишь. Да убери ты занозу! Мне все ужасно любопытно, мне очень интересно жить, и даже когда испытания, мне больно, но все равно классно. Например, вот сейчас я прохожу одно жизненное испытание, мне в нем дискомфортно, конечно же я травмирована, но мне интересно – чем кончится, во что все это выльется, что я пойму в процессе, то есть я его вдумчиво проживаю, потому что без этого нельзя».