«Эгоист» иногда звучит как ругательство, хотя ставить свои интересы на первое место – правильная позиция. Но во всем должна быть мера. Как «вылечить» и профилактировать детский эгоизм, рассказывает детский психолог Ирина Кустова.
Учите ребенка определять свои чувства и чувства других людей. То есть, развивайте в нем эмпатию. Задавайте ребенку вопросы о чувствах окружающих, подводите к сотрудничеству и поиску вариантов, чтобы и ребенок, и люди рядом ощущали себя комфортно. Подробнее о детской эмпатии мы уже писали в отдельном материале.
Умейте говорить «нет» твердо, но с уважением. Для большинства родителей это бывает непросто — отказать так, чтобы не вызвать протест и борьбу в свою сторону. Говорите «нет», потому что это просто правило, а не потому что «я мать, и я так решила». И никогда не меняйте решение под давлением истерики, слез и эмоций!
Устанавливайте правила и границы. Это первостепенно показывает детям, что у других тоже есть свое «хочу», и это необходимо уважать. Устанавливая их, сохраняйте добрые интонации, говорите с уважением, просто объясняя, почему и зачем они так надо делать. А также узнавайте у ребенка, что можно сделать, чтобы все чувствовали себя в ситуации комфортно. Пусть ребенок рассуждает сам, просто задавайте вопросы.
Если ребенок отказывается выполнять свои обещания и обязанности в вашу сторону, держите баланс. Вы не обязаны обеспечивать тотальный комфорт ребенка, если он не заботится о вашем комфорте.
Не отдавайте ему последнее и не отказывайтесь, если вдруг он чем-то хочет поделиться. Будьте при этом благодарны, проявляя душевность, тепло и любовь.
Ребенок много может сделать сам. В три года он абсолютно точно в силах одеться и раздеться, а в 7 лет помыть посуду.
«Когда мама, как прислуга, ребенок быстро привыкает, ведь удобно, когда все делают за него. Приучить себя к обратному будет непросто. Если у него что-то не получается, или он капризничает, когда хочет, чтобы вы сделали работу за него – признавайте чувства, но говорите, что вы верите, он справится», – добавила Ирина Кустова.
Откажитесь от тотальной защиты. Внутри семьи детям зачастую не противостоят. Внешний социум же дает ему обратную связь, чаще всего справедливую.
«Например, если ваш ребенок взял не свою лопату или не стал делиться найденным «кладом», другие дети обязательно среагируют. Важно, чтобы дети видели, что правила «чужих границ» существуют не только внутри вашей семьи, но и в мире в целом. Позже обсудите ситуацию с ребенком, задавайте вопросы «Как ты думаешь, почему мальчик так отреагировал?», «А как бы ты себя чувствовал, если бы твое взяли без разрешения?». Переводите повествования и нотации в наводящие вопросы».
Играйте в добрые игры, смотрите правильные мультики и читайте книги о дружбе, взаимовыручке и помощи. Обсуждайте истории из своей жизни и рассказывайте об этом с малых лет.