Источник фото: Tomsk.ru/Личный архив Натальи Крамаренко
Интересное

«Просто приправь специями»: как филфак ТГУ помог Наталье Крамаренко возглавить IT-компанию и привлечь в Томск миллиард инвестиций

09:00 / 09.02.23
8112

Четыре специальности в дипломе — таков был результат обучения одного из первых выпусков кафедры романо-германской филологии ТГУ

Мы в социальных сетях:

Четыре специальности в дипломе — таков был результат обучения одного из первых выпусков кафедры романо-германской филологии ТГУ. Начав работать переводчиком, Наталья Крамаренко довольно быстро стала директором IT-компании, которая сейчас принадлежит крупнейшей всемирной корпорации в индустрии развлечений. Наталья — «Предприниматель года-2019», обладатель благодарности Минэкономразвития за вклад в развитие инновационного сектора экономики Российской Федерации, и обладатель статуса «Лучший резидент ОЭЗ «Томск». Как бесконечное чтение стало основой международной карьеры — в специальном проекте Tomsk.ru и Томского госуниверситета. 

Клуб в клубе

«Я — томичка, родилась в Томске. В 1997 году закончила 24-ю гимназию, встал вопрос — куда поступать? Языковой багаж терять не хотелось, поэтому выбирала гуманитарные специальности. Мой советский папа говорил: «Доченька, вузов много, а Университет один». Вербально давал понять, куда мне стоит стремиться… Когда я сама зашла в главный корпус ТГУ, увидела эти колонны, арки, калитки, заборы и саму рощу — поняла, что хочу учиться именно среди этой красоты и эстетики. Все усилия были направлены на сдачу вступительных экзаменов на филфак. Я выбрала романо-германскую филологию, она тогда существовала как экспериментальное направление, наш набор был одним из первых. В программе были полный курс и филологического факультета, и факультета иностранных языков. У всех моих подружек, кто учился на ФИЯ и филфаке, было по 2-3 пары в день. У нас — 4-5 пар. Нередко занятия продолжались до 9 вечера… 

«Нам пытались дать максимум. Некоторые не выдержали — ушли просто на филфак или вообще из вуза. Когда мы заканчивали учебу, стоял вопрос: а что писать в дипломе? Помню, я ходила в составе делегации к ректору… В итоге у нас значится четыре специальности: преподаватель русского, преподаватель иностранных языков (английский и немецкий), преподаватель русской литературы и преподаватель зарубежной литературы. Иди, куда хочешь! Лет 5 после окончания вуза я не могла ничего читать, «объелась» книг… Потом постепенно стала возвращаться к чтению через малую форму — рассказы, повести». 

Из нашего великолепного набора преподавателей трое оставили особенный след. Это Серебренников Николай Валентинович — интеллигентный, тонкий, искренний. Благодаря его увлеченности мы и сами читали запоем. Петров Аркадий Владимирович выделялся из профессорского состава внешне — брутальный, с коротким «ежиком». Но когда он начинал рассказывать про искусство XIX века, мир вокруг замирал… А с преподавателем философии Мурашовым Алексеем Борисовичем мы работаем до сих пор. В студенчестве он запал мне в душу видением мира, близким к моему. С десяток лет спустя я обратилась к нему за консультационной помощью по бизнес-задачам. Сейчас он живет в Чехии, но каждый раз, когда приезжает, стараемся сделать какой-то полезный проект. Если это IT, то он работает с нашим коллективом как ментолог, социолог, психолог, если это его образовательный проект, то я предоставляю ему свои пространства для реализации.

«Вместо физры я ходила на шахматы: ну зачем бегать на лыжах, когда можно сидеть, общаться, беседовать на интересные темы. За игрой обсуждались какие-то важные жизненные вещи: чем бы заняться, где заработать… Этакий клуб в клубе. Там было много людей, известных сейчас в Томске – политиков, предпринимателей».  

От сейлза до директора

Первую работу я получила после четвертого курса — на лето устроилась техническим переводчиком в представительство израильской IT-компании, которая занималась системами видеокодирования. Я переводила техдокументацию и другие материалы с русского на английский — разработчики у нас все были русские, с языком у них было сложновато, это сейчас принято сразу учить программистов английскому.

Меня эта работа сразу увлекла: там был живой язык, не такой академичный, как в статьях, прочитанных в Научке. Подтянула английский я там очень хорошо. Потом стало скучно просто переводить, это неблагодарный труд — за зарплату нет азарта. Перевелась в продажи и со временем стала продавать больше, чем зарубежный директор по продажам. Когда израильская фирма закрылась, новые инвесторы из Германии не захотели меня терять и предложили стать директором их российского офиса разработки с локацией в Томске. С 2008 года мы работаем под брендом MainConcept, это мировой лидер в области поставки цифровых решений и технологий мультимедиа-кодирования для многих сфер деятельности, от развлечений до медицины. 

«С образованием классическим, как у меня, по плечу любая профессия. Это широчайший кругозор, который при желании приправишь специями — и у тебя будет новое блюдо, твоя профессия. Ты уже столько перечитал, столько увидел судеб со стороны, что по окончании вуза у тебя такой опыт, как будто 40 лет прожил. Я считаю, must have для всех – это Маркес, Борхес, Бодлер, Павич и Кундера. Не так важно прочитать Пелевина, как «Сто лет одиночества». Это сложная проза, но она оставляет возможность додумать, домыслить, интерпретировать сюжет. Ты и в жизни становишься более гибким».

Свое образование я «приправляла» знаниями, которые нужны были в конкретной деятельности. Когда пошла в продажи, добавила себе обучение по психологии, социологии, маркетингу. Это книги, курсы, семинары, конференции — сначала за свой счет, потом фирма стала оплачивать. Когда мне предложили руководить компанией, пришлось изучить законодательство, юриспруденцию, бухгалтерию, основы международного права и финансовой деятельности. 

Вишенка на торте — годовое обучение в корпоративной программе Top Management Development. Это очень дорогая вещь. В течение года я каждый месяц ездила на учебу – Лондон, Берлин, Нью-Йорк, Лос-Анджелес, можно было даже выбирать, где встретимся в следующий раз. Это была работа с личным ментором,  она дала мне выход на абсолютно новый уровень. В России (да и в Америке) бизнес-тренер — это «давай, ты можешь!», «встань и иди!», «сними трубку и позвони!». Ментор же – это тот, кто с тобой общается на уровне твоей ментальности, побуждает к развитию. Он заставляет думать, причем исключительно в позитивном и прогрессивном русле. У нас в России таких нет, мне повезло работать со специалистом из Америки. В дополнение, перед полетом я всегда получала задание — прочитать конкретную книгу, просто о жизни — какую-нибудь биографию дирижера оркестра. Через 12 часов выходишь из самолета другим человеком — столько хорошего, доброго, вечного нашел  в этой книге, что захотел сам стать лучше, полезнее обществу… 

Наша головная компания называется «Endeavor», это гигант индустрии развлечений — всемирное агентство представления талантов с более, чем столетней историей. Клиентами корпорации в свое время были Чарли Чаплин, Мерлин Монро и Элвис Пресли.  В числе прочих брендов, Endeavor владеет правами на такие организации как, например, UFC (бои без правил), плотно сотрудничает с киностудиями, организует концертные и спортивные мероприятия, съемки сериалов, ток-шоу, проводит масштабные благотворительные акции по всей планете, в том числе в партнерстве с UNICEF. И мы — томская команда, которая разрабатывает ПО, включая продукты по мультимедиа-кодированию, по вещанию — внутри этой корпорации удержались. Мы интересны большому бизнесу. Помню, когда я в Сан-Диего презентовала наш R&D центр перед инвесторами, большие люди из Силиконовой Долины впервые услышали слово Tomsk. Я как city-евангелист — хочу достойно представлять свой город на разных уровнях и в разных странах.

В 2019 году мне дали томскую премию «Предприниматель года» — совершенно неожиданно, мы никуда не подавались сами. Было лестно, что получила такую оценку со стороны – я действительно много работаю. Также у нас есть титул «Лучший резидент Особой экономической зоны ТВТ «Томск», мы 11 лет были ее резидентами. Нас оценили по количеству уплаченных налогов и привлеченных инвестиций в Томскую область — на тот момент 1 млрд рублей. Но особенно ценю благодарность от Минэкономразвития — лично замминистра вручал ее за вклад в развитие инновационной экономики России. 

Конечно, у меня не раз была возможность переехать. Например, перевестись в лондонский офис. Я всегда отказывалась — у меня здесь были родители. Эти «отягчающие обстоятельства» в виде моих корней перевесили карьерные возможности. Корни важнее. Спасибо ТГУ за мою мораль. 

Пора уехать?  

До пандемии работа в IT давала все возможности для реализации. Я часто перемещалась по миру, у меня в копилке 36 стран, 250+ городов. Но как только всех закрыли дома,  стало невероятно скучно. Ноль стран за год. Веди операционную деятельность, финансы, отчеты, и решай проблемы — с банками, с санкциями… Я их, конечно, успешно решила, но устала жутко. И появилась мысль: может быть, теперь уже пора уехать? Problem solver («решатель проблем») в лице меня — находка для любого серьезного работодателя…

Но потом я подумала — а почему бы самой не создать в Томске такую среду, где я смогу творить, развиваться? Стала искать что-то такое заброшенное, чтобы делать из этого что-то красивое. Тем более, куда-то деньги надо было вкладывать: зарабатываешь, а тратить некуда — ни путешествий, ни покупок… И я купила недвижимость — помещение в старинном кирпичном здании в центре Томска. Оно было в ужасном состоянии. Но я привела его в порядок и открыла там пространство «Мезонин» — клуб для творчества, музыки, искусства, поэзии. Недавно, например, у нас было чтение Лорки (опять же, спасибо ТГУ за образование!). Это поворот в сторону созидания,  а не нытья и рутины.

Потом нашла еще один участок. Смотрела на него полгода, это была ужасно загаженная земля на берегу реки Ушайки. Там были горы мусора, дом-развалюха, но я видела, как из этого сделать конфетку. Местные алкоголики меня гоняли: «Чего вы тут ошиваетесь?». Когда я этот участок купила, даже мой прораб не верил, что здесь что-то получится. В итоге за полгода мы создали чистое, зеленое, свободно дышащее место под названием «Эко-клуб Биосфера». Провожу там концерты, вечеринки. Есть живой огонь, спуск на реку. В сентябре был Этнофорум, ребята со всей Сибири приехали ко мне и три часа пели русские песни под живой огонь…

Я сама создала себе мир, в котором приятно быть.