Еще чуть больше ста лет назад была в России замечательная традиция — устраивать в рождественские праздники представления народного кукольного театра — «Рождественского вертепа».
Вертеп – древнерусское слово. Обозначает оно пещеру. А народный кукольный театр получил название вертеп в связи с тем, что первоначально в нем разыгрывалось старинное сценическое кукольное действо, основанное на событиях из Священного Писания – Евангелия. Представление это рассказывало о том, как родился Сын Божий – Младенец Иисус Христос, о поклонении ему мудрецов-волхвов и кровожадном злом царе Ироде, который повелел убить Христа-младенца и за это оказался сброшенным в бездну адскую.
«Пересек» поддерживает традицию разыгрывать рождественский вертеп уже больше 20 лет:
«Ящик и куклы хранили целый год и доставали только в период рождества. Обычно вертеп разыгрывали сразу после рождества – на святки, с период с рождества до крещения», – рассказывает участница коллектива Людмила Герасименко.
«Вертепные представления разыгрывали профессиональные бродячие кукольники или любители: крестьяне, солдаты, священнослужители, мещане. Как правило, вертепщики приурочивали представления к Святкам, но, например, в Сибири с вертепом могли ходить по домам от Рождества до Масленицы», – рассказывает руководитель «Пересека» Лилия Завьялова.
В Россию вертепный театр проник в конце ХYII — начале ХYIII столетий. через Белоруссию где он был известен с XVI века.
Классический вертеп представлял из себя переносной ящик из досок или из картона. Как правило, он состоял из двух ярусов, реже — из одного или трех. Ярусы делили домик на отдельные пространства.
Верхний ярус обозначал пространство небесное. Он назывался «небом», «пещерой» или «хлевом». Ведь с небес сходит на землю младенец Христос. А нижний ярус – пространство земное, в котором живем мы, грешные люди, со всеми своими страстями, радостями и надеждами.
Сюжет спектакля повторяет библейскую историю. Действие открывается благовестием о рождении Христа. Новорожденному идут поклониться и принести дары пастыри и три царя, волхвы – мудрецы Востока. Затем в нижнем ярусе происходит торжественный выход царя Ирода, который призывает воинов и велит им убить младенцев «сущих первенцев». Воины уходят и возвращаются обратно, ведя с собою к Ироду Рахиль, которая не дает на смерть своего ребенка. Она со слезами умоляет Ирода пощадить своего младенца, но царь неумолим и приказывает убить и его. Рахиль рыдает, и воин выгоняет ее вон. Оставшись один, Ирод начинает помышлять о смерти и желает избежать ее. И на сцене вырастает зловещий скелет с косою на плече – Смерть. Смерть вызывает к себе на помощь черта. Узнав в чем дело, он велит сестре поднять косу и убить Ирода, которого затем и тащат в ад со словами: «О, проклятый Ироде, за твоя превеликия злости поберу тя в преисподнюю бездну».
«Когда-то был период, и мы разыгрывали это же представление, но без кукол – роли исполняли люди. Мы придумали царю Ироду тыкву вместо головы, и в тот момент, когда он умирает, смерть взмахивала косой, и эта тыква летела в зрителей и котилась по полу. Это была такая хулиганская выходка, все очень пугались», – рассказывает участница «Пересека» Виктория Васильева.
После вертепного представления «Пересек» исполнил рождественские и новогодние песни, которые раньше исполняли всего раз в году, а с маленькими зрителями артисты поиграли в традиционные народные игры и вручили сладкие подарки.