Сергея Игуменшева в Томске знают многие. Он будит город по утрам на канале «Томское время», вел «Лиги КВН Томск», участвовал в играх и писал шутки для КВН-щиков. А также в составе команды «Такие» стал чемпионом третьего сезона шоу «Импровизации. Команды». Кроме того, Сергей проводит душевные квартирники и ведет мероприятия. Кажется, что добиться успеха в сфере юмора и музыки, попасть на ТНТ и делать крутые проекты можно лишь обитая в Москве. Но у Сергея — другая история. И во многом она была связана с ТГУ.
Театральный или журналистика? Филология!
Сергей родился в Киселевске. И в старших классах все друзья, кто уже выпустился, поступили в Томск: на журналистику в ТГУ, в медуниверситет — писали восторженные письма об общаге, университетах и классном городе. В 2001-ом пришла поступать и очередь Сергея: золотой медалист хотел идти либо в театральный, либо стать журналистом, потому что писал в местную газету.
«И как-то я почитал истории артистов из провинциальных театров и подумал: «Надо быть журналистом». Приехал подавать документы, отлично сдал вступительные. Но нам сказали, что на журфаке, скорее всего, набор закончен, так что лучше пойти на филфак. В принципе, мне тоже это был близко, я любил книги. В 10-ом классе мне просто «сорвал башню» Пелевин, я его всего перечитал запоем. Есть еще книжка про Томск Константина Буркина, «Фавн на берегу Томи», мне она сильно понравилась».
Кстати, творчество отца Константина, Юлия Буркина (так же выпускника Филфака) — еще один из поводов, почему Сергей выбрал Томск. В школу привезли кассету коллектива Юлия с альбомом «Королева белых слоников». Сергея зацепило, и он тоже захотел приехать в город, где делают такую музыку. Вообще музыка в жизни Сергея была с 3-го класса, когда папа отдал мальчика на баян.
«Я отходил тогда 2 года, и потом сказал: «Пап, я не хочу больше ходить»— «Ну вот и вези баян в музыкальную школу». Я положил его на санки, повез, и мне это отбило желание заниматься музыкой на время. А потом классе в седьмом друг мой увлекся гитарой. Я смотрю: к нему пристальное внимание девчонок, он что-то начинает играть, петь. Надо не отставать! Пошел вместе с ним в кружок, обучился «дворовой» гитаре, но было мало. И в 9-м классе я поступил в музыкальную школу, за 3 года закончив пятилетку. Зато сейчас могу играть на всем, что издает звук, главное — понять, как это устроено».
Я был лоботряс. Но любимый одногруппницами и профессорами
На «женском» филологическом факультете Сергей оказался единственным парнем в своей группе. У ребят сложились хорошие отношения.
«Нас сначала было двое, потом трагический случай произошел, Саша Джумабеков, очень классный парень, с которым мы учились и жили в «Тройке» на Южной — погиб. Конечно, девчонки меня любили, я им сильно не досаждал. Не было момента, что кто-то не дал что-то списать. Приходишь на экзамен, говоришь: «Я вообще не готовился!» – «Ну, сейчас мы тебе объясним быстренько». Но тут есть и минусы: если не пришел на лекцию – сразу видно, что тебя нет».
Предметы увлекали невероятно: с самых основ русской и зарубежной литературы. На 1-ом курсе лекции Плохотнюк Татьяны Григорьевны по предмету «Устное народное творчество» особенно запомнились со всеми мифами, обрядами и поверьями. Вообще практически каждый предмет, который касается литературы, Сергею был интересным. Александр Сергеевич Янушкевич мог на паре про Гоголя устроить нам мини-спектакль, читая что-то по ролям. С дочкой его, Марией Александровной, Сергей даже играл в одной группе «Апокриф», делали философскую музыку. В сфере современной литературы любимыми стали лекции Татьяны Леонидовны Рыбальченко. А Старикова Галина Николаевна, которая как раз приехала принимать предварительные экзамены в Киселевск, стала куратором группы, где учился Сергей.
«Нестерова Наталья Георгиевна была строгой оберегающей мамой на филфаке. Я помню: когда работал в компьютерном классе, она принесла приказ на отчисление, чтобы я его набрал, напечатал и вывесил. И среди прочих была моя фамилия. Я такой – елки-палки… Что делать? Напечатал, выношу. Она говорит: «Все понял? Иди перепечатывать уже без себя». И она могла позвонить папе моему, чтобы сказать, что я загулял и пора взяться за учебу. А папа у меня был тогда областной депутат в Кемеровской области. И говорил: «Наталья Григорьевна, я не могу сейчас, я сижу у Тулеева на совещании». И она говорила: «В смысле не можете? Это вообще-то ваш сын, вам хоть немножко интересно, как он учится?». Я ей, на самом деле, за это благодарен безмерно».
Творческая Мекка ТГУ: КВН, театр, музыка
Филологи в основном проводили время на парах в БИНе, а после бежали в главный корпус. Творчество поглотило Сергея Игуменшева с головой так, что некоторые зачеты приходилось пересдавать по 10 раз или на 8 марта и петь на кафедре в качестве извинения перед педагогами.
«В ТГУ я часто выступал с гитарой и на большой сцене, и на капустниках. Я, кстати, с женой свой познакомился именно на первом курсе, когда аккомпанировал ей песню «Под небом голубым есть город золотой». Наши пути разошлись, а через 5 лет мы вновь встретились и уже не потеряли друг друга. Вместе до сих пор».
Юмором Сергей занимался со школы, его команда выступала на областном уровне и играла наряду со студентами. Однако все шутки писала Валентина Ивановна Бисерова, она же поставила Сергею голос.
«Тогда у нас был немного псевдо-КВН, юмористическое представление. Но в любом случае любовь к КВНу у меня сформировалась. Когда я сюда поступил, прямо 1 сентября мы попали на концерт ко Дню первокурсника, где выступали «Максимум». Я помню, сидел на последнем ряду с Ринатом Бакеевым, они выходят…И просто случается какое-то волшебство в наших глазах. Но мы не понимали, как влиться в это движение».
И тут на филологический факультет переводится парень с психфака и говорит: «У нас там есть команда «Психодром». Но раз я перевелся, хочу организовать такую на филфаке. Хотите?». Этим же вечером парни собрались всей командой в одной комнате и начали писать. Когда готовились к КВНу, выходили репетировать в «аквариум» — пролет между этажами на лестнице, на репетиции приходила вся общага: кто-то подсказывал шутки, кто-то подшивал костюмы, чтобы потом сходить на шоу. Даже плакаты рисовали!
Уже в феврале на 1-ом курсе Сергей с товарищами создали команду КВН «500 килограммов»: суммарный вес всех участников. Филологи хотели привнести в КВН филологический юмор. Писали литературные штуки, назвали домашку «Дворянский гнездец». Жюри «вкатило», и в этот же год ребята стали чемпионами лиги, во втором сезоне до финала дошли. Потом разбежались, а на ФТФ параллельно распалась крутая команда «Звезда Лагранжа». И из двух сборных филфака и ФТФ получилась одна — «Доблестная танковая полиция». Со странным стилем и юмором, отличным от того, что уже показывали.
«Еще одна моя эпоха в ТГУ – это театр эстрадных миниатюр «Эстус». Роман Ефимович Дашевский увидел меня в КВНе, позвал к себе и 2 года я там играл. С театром мы тоже ездили в Курск, на фестивали. Очень благодарен Роману Ефимовичу за его взгляд на жизнь. И вот он сам переехал в Германию, а театр живет».
От ТГУ до Ямала: как Сергей развивался в КВН
Команда «Максимум» тоже разделилась: одна часть стала «Ударной волной», вторая — «Квартетом». В «Ударную волну» писать шутки Сергея и несколько других КВНщиков пригласил Андрей Бурковский. Ребята могли до 6 утра писать, и никто не шел спать. Тогда было создано очень много юмора, в выступление «Ударки» прошло невероятное количество номеров, которое показали на Первом канале, например, «Поэты в РОВД». И Сергея позвали поездить на телевизионные игры КВН.
«Существовало негласное правило КВН: команда, участвующая в более высших лигах, может брать шутки лиги ниже уровня. Поначалу было обидно, когда мы еще не играли с ними, и вдруг наши шутки брали без спроса. Но через время обида исчезла, потому что я реально рад, что ребята сделали команду, которая вошла в анналы истории. И я к ней приложил руку. Хоть какую-то маленькую, «кукольную руку пупсика».
Уже после выпуска Сергея Андрей Минин с Натальей Кротенко собрал сборную ТПУ. Наш герой вел «Открытую лигу КВН» университетов и редактировал ее, затем «Лигу КВН Томск». И на фоне этой лиги возникла идея собрать команду «Сборная ТПУ», по факту из политеха там были только Алексе Сейда и Павел Янчук. Сборная дошла до премьер-лиги, однако финансирования требовалось куда больше, чем на томском уровне. Работа команды приостановилась…
И вдруг приходит заявка от Ямала: а не сделать ли совместную команду Ямал-Томск на основе сборной ТПУ? Директор команды КВН «Максимум» Евгений Акутин провел кастинг в Томске, взял двух ямальских студентов, и на основе костяка команды сделал новую — «Северное Слияние». Они быстро влетели в Высшую лигу. Однако Сергея прямо перед взлетом команду покинул.
«В какой-то момент понял, что не вижу там своего будущего. А второе и более важное: я не видел, как взрослеет мой сын. У нас было очень много поездок, и меня смущало, что я приезжаю — а первый шаг без меня, первое слово без меня. Я с ребятами попрощался. Надеюсь, они зуб на меня за это не держат. Вообще волна вот этого КВНа, которую запустили «Максимум» в Томске, нас лихо прокатила. Потому что потом на этой волне была команда «Евген и ребята». И в Томске этим КВН-овским сообществом мы до сих пор держимся. Наверное, то, что мы потом начали играть в импровизацию командой и выиграли ее – заслуга того, что мы столько много лет занимались юмором».
Это задумывалось как движение и глоток свежего воздуха: об «Импровизации»
Знакомство Сергея с «Импровизацией» началось до того, как сами ребята стали знамениты на всю страну. Игуменшев нашел в интернете парня, который одним из первых начал внедрять все новые юмористические веяния в России – Николай Куликов. Сейчас он продюсер, сценарист таких фильмов, как: «Я худею», «Легенда 17». Он же первый начал делать стендап в одиночку. Одним из проектов Куликова стал No Brain Theatre — Театр без мозгов. И компания, которая собралась в этом театре и начала делать «Импровизацию».
«Я сильно увлекся этой темой и решил попробовать. Тогда работал на «Радио Сибирь», а Руслан Мирзаханов — в том же холдинге на «Кнопка FM». Сидим в столовой как-то, разговорились и решили: надо подобное делать в Томске! Проходит месяца два, в «Малине» готовится выступление «Так себе театра»… без меня. Руслан сделал это со своей командой КВН, потому что они ему ближе. Я звоню, говорю: «А чего ты меня как-то не позвал?» — «Ну, приходи, мы тебя всегда ждем!» Я сделал музыкальную импровизацию, потом вклинился, как ведущий, включался на стадии репетиций и мне вполне хватало, чтобы развивать скилл».
Состав команды менялся и в итоге стал тем, который прославился на всю страну: Сергей Игуменшев, Руслан Мирзаханов, Евгения Гольц и Сергей Слесаренко. Параллельно ребята общались с театром из Воронежа, участники которого составили костяк «Импровизации» на ТНТ. Юмористы обменивались опытом и, когда парни уже стали «Импровизацией» и у них появилась идея с «Командами», томичей они пригласили участвовать одними из первых. Ребята поехали в Москву, чтобы понять, как все работает и протестировать разные форматы. Подготовка шла года полтора-два. Потом отсняли пилот, показали на канале и запустили проект.
«В нашей команде есть небольшая проблема. Когда я начинаю чувствовать некую ответственность за группу, меня перекрывает. А Сережа наоборот — очень любит посоревноваться, но как только какая-то несправедливость, — его тоже перекрывает. Нам это тоже мешало первые два сезона, тянула все Женя Гольц. А на третий сезон как-то мы расслабились, подумали: «Мы же сюда ездим потому, что нам классно». И выиграли».
Сергей отмечает: «Импровизация» ему нравилась по многим причинам. Во-первых, абсолютно никакого пафоса, все общаются на равных. Во-вторых, это был новый глоток воздуха после КВН.
«Вместо взносов, поиска спонсоров тут тебе звонят и говорят: мы все оплатим. Селят в крутую гостиницу, говорят, сколько будет эфиров и за каждый заплатят … И ты такой: «В смысле? Не я заплачу, а мне заплатят?». На съемочной площадке тебе жмет руку главный продюсер Вячеслав Дусмухаметов и улыбается тебе. Личная гримерка, обед на площадке, и тебя привозит, увозит такси – абсолютно другой уровень и отношение. И ты хочешь участвовать в этом, желаешь, чтобы это продвигалось в массы, чтобы становилось движением. Почему такой рейтинговый проект с амбициями и будущим закрыли — я не знаю, хоть и есть догадки. Для меня это было больно. Потому что как раз пришло новое поколение тех, ради кого это все движение возникло, невероятно крутые команды, хотелось, чтобы это продолжалось. Но я верю, что ребята не пропадут».
За Томск всей душой: как сделать выбор между столицей и Сибирью
Сейчас Сергей юморист, музыкант, телеведущий в Томске. Здесь выступает с квартирниками, ведет мероприятия, пишет песни, занимается импровизацией, проектом #Таксебетеатр. Также состоит в объединении «Скот» — стендап комьюнити Томск.
«Квартирники — это такой формат уютный. Первый провел в пространстве «Высоко». И раз — народ пошел, им все нравится. Со временем мои квартирники «выросли» и стали отдушиной. Каждую неделю даю такие концерты, они хорошо заходят. Как будто возвращается что-то из студенчества: мы пели не чтобы красиво, а чтобы орать. В «Высоко» наоборот составляли концерт с красивыми песнями. А сейчас вернулось к изначальному: потанцевать, покричать. Не чураемся и Губина спеть, главное — чтобы движуха была. Но сейчас я думаю сделать какую-нибудь программу из красивых и душевных песен, которые редко исполняю. И спеть в камерном пространстве типа «2+Ку», театре живых кукол».
Томск тесным для Сергея так и не стал. Было несколько моментов, когда он мог уехать в Москву, например, когда только начинался стендап на ТНТ, Руслан Белый пригласил выступать Стаса Старовойтова, а тот предложил позвать Сергея Игуменшева. Но для этого нужно было переехать в Москву.
«Я тогда сел и подумал: вот я купил дом, строю баню, рядом сосны. Я приезжаю туда — и мне так хорошо. А Москва — это съемные квартиры и метро до работы. И любимые вечера пятницы, потому что только они и свободны. К чему это все? Мне же хорошо сейчас. Да, для того, чтобы что-то делать большое телевизионное и т.д., нужно быть в Москве. Но я не понимаю, кто ввел эту градацию, что если тебя показывают на Первом канале или ТНТ, то ты чего-то добился, а если ты делаешь квартирник, приходят люди, слушают и улыбаются тебе, что ты чего-то не добился. Для меня Томск всегда был таким городом, где я спокойно дышу. Есть еще Санкт-Петербург, но, опять же, вот эти большие просторы будто не для меня. Томск –уютный, классный, я могу рукой дотянуться до всего, что мне нужно. И здесь прошло мое студенчество — самое крутое время. Филфак лично для меня оказался самым правильным образованием, который дал впитать жизнь, расширить свой кругозор. Думаю, ни на одном другом факультете такого не получить».
Смотреть видео:
Аудиоверсия: