Областные депутаты на декабрьском собрании Законодательной Думы Томской области отказались от единого социального проездного билета в пользу денежной компенсации. С января 2023 года увеличен размер ежемесячных выплат региональным льготникам, а также пенсионерам, не имеющим никаких льготных категорий, на 280 рублей.
По словам и.о. заместителя губернатора Томской области по социальной политике Марины Киняйкиной, на 2023 год вводится временный вариант решения задачи по переходу на возмещение перевозчикам затрат за каждую льготную поездку. Этот механизм требует существенной проработки. На создание оператора и информационной системы, которая бы обеспечивала учет каждой поездки и каждого льготника, может потребоваться, по предварительным подсчетам, — 3,8 млрд рублей.
В случае непринятия поправок с 1 января 2023 года областные власти не смогли бы платить ни денежные компенсации томичам, ни субсидии транспортным предприятиям на основании судебного решения.
Марина Киняйкина указала на недостаток единого социального проездного билета: не все льготники могут воспользоваться услугой бесплатного проезда, даже имея ЕСПБ. В Томске по Единому социальному проездному билету можно проехать только в трамваях и троллейбусах, так как соответствующий договор заключило только ТТУ, на маршрутном транспорте в областном центре воспользоваться ЕСПБ нельзя.
«На сегодняшний день всего лишь 5 % от общего числа людей, которые имеют право приобретать ЕСПБ, могут реально воспользоваться возможностью бесплатного проезда. У жителей большинства муниципалитетов такого шанса нет. Да и в Томске ситуация неоднозначная: так, жители Иркутского тракта могут воспользоваться социальным проездным, а те, кто живет на Спичфабрике, — нет. Туда ходят только частные маршрутки», — отметила и.о. замгубернатора.
На декабрьском собрании думы закон принят в двух чтениях большинством голосов. Поправки не поддержали только две фракции в Законодательной Думе Томской области — «Справедливая Россия» и ЛДПР.
На выплаты дополнительно из бюджета выделено 408,2 млн рублей, а общий объем средств по денежным компенсациям на проезд льготникам составит в 2023 году 1,068 млрд рублей. По словам спикера Законодательной Думы Томской области Оксаны Козловской, эта сумма сопоставима с годовым бюджетом целого района, например, Асиновского.
«Мы понимаем, насколько чувствительная эта тема. Было принято непростое решение. Речь идет о приостановлении закона на 2023 год. Сложная ситуация сложилась во взаимоотношениях бюджета с транспортными организациями, которые участвовали в соглашении о перевозке льготников. В прошлом году они обратились в суд, было вынесено решение, по которому до определения порядка учета перевозимого числа пассажиров, бюджету запрещено выплачивать компенсации. По заявлением перевозчиков, компенсация составляет всего 1% от их затрат. Чтобы оборудовать все пассажирские средства соответствующими устройствами учета, по оценке специалистов, требуется восемьсот миллионов рублей. Вопрос неоднократно обсуждался с администрацией Томской области, в том числе, на площадке думы. Сегодня решить эту проблему за короткий срок не представляется возможным», — пояснила председатель парламента.
Оксана Козловская также отметила, что неоднократно возникали вопросы от жителей муниципальных образований, где транспортные организации вообще не участвуют в соглашении по льготному проезду. В частности, это Верхнекетский, Зырянский, Тегульдетский, Кривошеинский, Молчановский, Чаинский, Бакчарский районы. Поэтому областные депутаты приняли решение об увеличении выплаты на транспорт всем категориям льготников.
«Это определенные сложности для тех, кто имеет мичуринские участки, и думаю, что нам эти вопросы предстоит решать совместно с муниципальными образованиями и по отдельным категориям граждан оказывать адресную материальную поддержку. Зато 155 тысяч льготников региона получат к своей выплате еще 280 рублей», — добавила спикер.
Другие регионы, по словам Оксаны Козловской, идут по такому же пути, так как эти проблемы возникают у всех.
Председатель комитета Законодательной Думы Томской области по труду и социальной политике Олег Правдин подчеркнул, что в течение года будет идти мониторинг и анализ реализации закона.
«Уже на согласительной комиссии мы добавили 408 млн рублей, чтобы этот закон продлить на 2023 год. ЕСПБ в основном работал в Томске, им пользовались 5% жителей. Закон не отменяется, он приостановлен на год. Сельские жители довольны изменениями: ранее они получали 200 рублей, а теперь им еще 280 рублей добавили. Человек получает деньги и сам ими распоряжается», — отметил парламентарий.
В конце января 2022 года перевозчики написали открытое письмо губернатору Томской области, в котором заявили, что отказываются возить пассажиров с проездными билетами, потому что компенсация покрывает менее 1% стоимости проездов. Авторы письма требовали установить плату по ЕСПБ по текущим тарифам. И отметили, что законодательно перевозчики могут не оказывать свои услуги бесплатно, так как это нарушает их гражданские права, а также статью Конституции о вознаграждении за труд.
Ранее мы рассказывали, что томские перевозчики начали отказывать в проезде по единому социальному проездному билету даже при заключенном контракте — они утверждают, что компенсации по проездным отличаются от реальных расходов на перевозки по ним «в сотни раз».
В мае Томский областной суд во второй раз признал недействительной методику расчета компенсаций перевозчикам по проездным. Согласно пояснительной записке к губернаторскому законопроекту, власти не могут компенсировать перевозчикам все расходы на провоз по ЕСПБ, в том числе из-за отсутствия системы подсчета пассажиров, пользующихся проездным.
На декабрьском собрании Законодательной Думы Томской области парламентарии приняли еще ряд мер поддержки населения: в части расширения категорий лиц, претендующих на компенсацию по газификации домовладений и бесплатную юридическую помощь.