Круто и драйвово
«Мне всегда нравилось писать. Поэтому в школьные годы я активно создавал разные тексты и участвовал в олимпиадах по журналистике — на одной из них я познакомился с Юрием Николаевичем Мясниковым. Мы здорово поговорили про профессию, несмотря на то, что тогда я учился только в восьмом классе. А потом он рассказал про факультет журналистики в ТГУ, на котором работает, что там очень классно и вообще мне стоит посещать Школу молодого журналиста — ШМЖ — на базе ФЖ. Я согласился, закончил ее, а уже в 2010 году стал первокурсником этого факультета», — вспоминает Никита.
Никита учился по направлению «Производство и оформление периодических изданий». Четыре года бакалавриата, затем — год специалитета. За эти пять лет было разное и по-разному — что-то очень круто и драйвово, что-то — менее интересно, по мнению героя выпуска.
«Например, меня очень вдохновляло производство собственного журнала, который мы начали делать с группой ребят еще во времена ШМЖ, а потом продолжили выпускать параллельно с учебой. Он назывался «Контекст». Сначала это был просто сборник эссе школьников и студентов первого курса, затем — мы стали совмещать в нем литературу и публицистику про город».
«Но со временем я понял, что меня куда сильнее привлекает документальная фотография — стал больше снимать, меньше заниматься текстами и версткой. К пятому курсу я уже был на все 100% фотографом. Иногда у меня заказывали репортажи для сайтов ТВ2 и ВТомске про городские или областные мероприятия. Иногда я сам предлагал какие-то околодокументалные проекты, например, мог поехать за репортажем в «Солнечную поляну» — поселение, сформированное из людей, уехавших из городов к природе.. Моих навыков хватало, чтобы найти интересную деталь действительности, задокументировать ее и сложить в историю, которая может вызвать эмоции и отложиться в памяти».
В этом Никите очень помогал факультет журналистики, точнее — знания, которые он там получал. По фото-ремеслу, по словам Никиты, он безумно благодарен Александру Владимировичу Морозову. Его пары сильно вдохновляют: если у человека есть достаточное количество мотивации, интерес к фотографии запросто может превратиться во что-то профессиональное. А преподаватель Сергей Вадимович Захаров помогал ему расти дальше и совершенствоваться. У обоих прекрасное чувство фотографии, уникальное восприятие мира, и подход к раскрытию фотографических способностей ненавязчивыми методами, которые не ломают взгляды людей.
«Несмотря на то, что теперь я вообще не журналист и уже очень давно не практикую навыки, которые взял с собой из университета, все полученное в ТГУ до сих пор пригождается, и я питаю теплые чувства к своему факультету. Я благодарен тем, кто научил меня профессии — Анна Федоровна Цырфа, Василий Александрович Вершинин, Илья Юрьевич Мясников и, естественно, Шеф — Юрий Николаевич Мясников.
Из журналистики я постепенно уходил в дизайн, где, кроме верстки и композиции, мне пригождались навыки работы с информацией, смыслами, текстом и изображением, а оттуда в IT, где неожиданно мне пригодились еще и навыки интервью. Фотография меня до сих пор не отпускает, снимаю всякое на свой телефон».
Как быстро стать веб-дизайнером?
В какой-то момент Никита понял, что сделать карьеру фотографа довольно сложно. Особенно в России. Профессионалов много, а работы мало. К тому же его интерес был довольно специфический — Никите нравилось снимать документальные истории. Но мало кто хотел платить за нечто узконаправленное и некоммерческое.
«Передо мной встал выбор, так как появилась семья, и нужно было искать стабильный и достаточный заработок. Я мог снимать что-то новостное, но мне это не нравилось. Мог продолжать работать над собственными проектами и пытаться их продавать. Но зарабатывать пять тысяч рублей за то, над чем ты работал месяцами, — не хотелось вообще. Я стал думать, что делать. Решил сделать ставку на дизайн».
Оказалось, что в этой сфере найти работу, где будет и интересно, и высокооплачиваемо, проще, чем в фотографии или журналистике. Никита начал создавать мультимедийные проекты, а так как некоторым из них нужны были сайты — пришлось научиться создавать и их. Стал погружаться в IT.
«Все годы после окончания ТГУ я продолжал заниматься саморазвитием, прокачивал свои знания — от рисования иконок до верстки сайтов. Учился у коллег навыкам презентации, общению с заказчиками и дизайн-процессу. А потом попал в Sibedge — в компанию, которая специализируется на разработке программного обеспечения для бизнеса. Так началась моя карьера продуктового дизайнера».
IT-сфера — очень большая. Программистом может стать и гуманитарий, и технарь — достаточно иметь железную задницу и посвящать много времени обучению, считает Никита. Когда он только начал работать, к нему пришла мама друга и спросила, как ей тоже быстро стать веб-дизайнером. Здесь Никита растерялся: быстро — никак.
«У меня не было возможности гаситься»
«Я проработал в Sibedge (международная компания из Томска, — прим.ред.) в роли единственного дизайнера полтора года. Компания была достаточно большой даже по тем временам — много проектов и много заказов. Я чувствовал — моих знаний не хватает, чтобы покрывать все на качественном уровне. Да, я быстро обучался и посвящал этому много времени, но мне не хватало твердой руки, которая направляла бы мое развитие. Я думал, где бы ее взять. Поэтому искал разные варианты и обучающие программы.
Одна из них — «Дизайн-перемена» от «Яндекса», посвященная дизайну. Это такая штука, когда специалисты компании приезжают в разные города России и проводят бесплатные воркшопы для заинтересованных людей. Я подался, так как это была уникальная возможность напрямую пообщаться с дизайнерами из топа индустрии».
Через несколько месяцев после воркшопа Никите позвонили из «Яндекса» и пригласили на стажировку. На стажировку нужно было ехать в Москву и посвящать этому все свободное время. Через три месяца был призрачный шанс остаться на постоянную работу. Выпускник факультета журналистики решил рискнуть. Попрощался с Sibedge, собрал сумку и поехал в Москву. По словам Никиты, это было то, чего не хватало, глоток свежего воздуха и необходимая твердая рука. Благодаря тому, что в допандемийные времена корпорация не работала удаленно, стажировка проходила под боком у сотрудников. У Никиты не было возможности «гаситься», по его словам, поэтому на протяжении трех месяцев он постоянно узнавал новое, встречался с наставниками, ежедневно показывал фрагмент работы и дорабатывал его, на каждом этапе и профессионально рос.
«После стажировки мне предложили остаться на роль младшего дизайнера. Я работал в департаменте бизнесовых и внутренних сервисов, занимался «Коннектом» — сейчас это пространство «Яндекс 360». А потом перешел на роль дизайнера проекта в команду «Нирваны», которая отвечала за сервис визуального программирования».
Через полтора года работы в «Яндексе» Никиту пригласили в одно из подразделений «Сбера», чтобы запустить сервис для заказа услуг. Приложение называлось «Сбер.Услуги» и помогало найти репетитора, сантехника, клинера или любого другого профессионала. Так как Никита хотел попробовать себя в чем-то более коммерческом, то с радостью ушел туда. Плюс — опыт запуска сервиса с нуля выпадает на долю дизайнера очень редко. Он провел в «Сбере» два года и с теплотой вспоминает это время с большим количеством экспериментов: успешных и провальных.
«Сейчас я работаю продуктовым дизайнером в Juro — это стартап, который работает с британскими партнерами или с теми, кто ориентирован на британский рынок. Из известных клиентов нашей компании — европейская доставка Wolt. Мы занимаемся документооборотом и автоматизацией бизнесовых контрактов. Если проще — создаем пространство, где компании могут согласовывать, подписывать и хранить документы».
«Мы жили две недели в наркопритонах, а теперь — просто все хорошо»
Если сравнивать драйв от работы документальным журналистом и дизайнером, то второе — это очень скучно, размышляет Никита. Ему интересно в профессии, он продолжаю развиваться и читать разные книги по теме даже спустя семь лет. По мнению Никиты Гончарова, нормальный цикл внутри какой-то профессии — около десяти лет. Если на протяжении этого времени у тебя получается поддерживать интерес к своему делу и расти, значит, ты выбрал хорошую работу.
«Но, конечно, это не то же самое, что раньше. Раньше, когда кто-нибудь спрашивал, как у меня дела и чем я занимаюсь, я рассказывал: «О, я ездил в Новокузнецк с другом из Германии, мы жили две недели в притонах и реабилитационных центрах, чтобы снять фильм про бывших наркоманов». А если у меня сейчас спросят это же, я отвечу: «Ну… Все хорошо». Потому что большая часть моих историй о работе — будет скучной для людей.
Но я считаю, что все равно сделал правильный выбор, и у меня никогда не было ощущения, что надо было остаться в документалистике. Я не слепой и не глухой, я вижу, что сейчас происходит в России. Понимаю, что, если ты не работаешь на государственное издание, то, вероятно, получишь очень много проблем. А если и не получишь проблем, то не сделаешь карьеру и не сможешь заработать денег».
Так же и с выбором факультета, считает Никита. «Скажу в сослагательном наклонении: если бы я стал учиться программированию и поступил на соответствующую специальность, то быстрее бы достиг какого-то успеха, заработал бы больше денег и все такое. Но ведь не в одних деньгах счастье. Помимо этого есть еще то, как прошли студенческие годы, которые формируют тебя и твое мировоззрение — а на ФЖ это было очень круто! Чего только стоят экспедиции, которые факультет организовывает или семестровые проекты для дизайнеров и фотожурналистов — любовь!», — рассказывает наш герой.
Факультет журналистики хоть и не учит нас какой-то супер-прикладной специальности, но дает мощнейшую базу для мотивированных людей, чтобы самореализоваться и получить достаточно знаний о мире, и помогает найти дело по душе. Поэтому — я получил одно из лучших доступных образований!
Смотреть видео:
Аудиоверсия: