Год все стремительнее близится к своему окончанию, так что мы на Tomsk.ru всячески спешим подвести все культурные итоги уходящего 2022-ого. Мы уже поговорили про томские театры, про главные российские фильмы последних 12-ти месяцев. Так что пришло время затронуть и сериальную жизнь. Предупреждаем, в список мы не станем включать «Дом дракона», «Кольца власти» или же нашумевшую всюду «Уэнсдэй». Про них вы слышали уже много раз. Здесь вас ждет исключительно субъективное и, возможно, местами несправедливое мнение. Но такие вот у нас итоги. И обо всем по порядку.
Разочарование года — «Оби-Ван Кеноби»
К сожалению, существуют проекты, на которые мы, зрители, вопреки здравому смыслу и логике ставим все свои положительные ожидания. И делаем это зря. Таким проектом в 2022 году стал сольный сериал про Кеноби, великого мастера-джедая. Ну как великого, таким он был в трилогии приквелов, таким он был в оригинальной трилогии, а тут авторы выставили Кеноби лишь тенью самого себя. И все можно было счесть за неудачный эксперимент, но к сериалу подключили Юэна Макгрегора и Хейдена Кристенсена, которые играли роли Оби-Вана и Энакина Скайуокера во второй трилогии, и их участие стало последней каплей. Сериал получился предельно пресным, скучным и неуважительным по отношению к самой сути «Звездных войн». Здесь авторы выставили полными кретинами и Кеноби, и Вейдера, и весь штаб Имперского Инквизитория. И все ради того, чтобы рассказать историю сильной и независимой чернокожей женщины. Стыд и только. Подробнее о негодовании можно почитать в нашей рецензии.
Достойное продолжение года — третий сезон «Пацанов»
А вот кто приятно удивил в уходящем году, так это продолжение нашумевших «Пацанов». После критики второго сезона за его слабый темп, усиленную социальную повестку и безмерное количество диалогов, авторы услышали свою аудиторию и выкатили один из самых серьезных, но при этом наполненных трешом, угаром и ультранасилием сезон. «Пацаны» снова стали тем проектом, который все полюбили с самого начала: бескомпромиссным, неожиданным и наполненным социальным подтекстом и сатирой. И да, сумасшедших супергероев стало только больше, а некоторым из них даже получается сопереживать.
«Зачем это вообще сняли» года — «Как я встретила вашего папу»
Тот случай, когда вообще не стоит лезть к уже ставшей действительно культовой и обожаемой классике. «Как я встретила вашего папу» — это проект, который плох сразу на нескольких уровнях. Вместо характеров и интересных персонажей зрителей получает кучу штампов и шаблонов для заполнения квот на социальную повестку и разнообразие. А вместо актуального шоу — устаревшее и непонимающее самой сути первоисточника зрелище. Сериал получился несмешным, несовременным, неактуальным и ненужным. А ухудшается все только тем, что авторы решили встроить эту поделку во вселенную оригинала — «Как я встретил вашу маму». И вот действительно вопрос — а кто вообще об этом просил?
Открытие года — «Миротворец»
А вот здесь все с точностью до наоборот. Да, сериал о третьесортном суперзлодее вселенной комиксов DC — это далеко не то, что вообще могли попросить от студии фанаты. Миротворец в исполнении Джона Сины появился еще в перезапуске «Отряда самоубийц» Джеймса Ганна, но никто и подумать не мог, что автор «Стражей галактики» возьмет и сделает самый неожиданный скрытый сериальный шедевр этого года. Тут есть многое: фирменный треш-стиль Ганна, килотонны мачизма и сексистские шутки, крайне драматичная роль Сины, но, что самое главное, тут есть душа. Ганн не стал снимать проходное шоу про предельно тупого и отбитого качка. Вместо этого он решил показать, что мужчины тоже плачут, и в чем, на самом деле, находится главная проблема всего патриархата. Почему человеческие эмоции не нужно делить на гендеры, и как же важно найти в этой жизни похожих на тебя людей. Комедия, драма и огромное количество веселого и сумасшедшего экшена — все это «Миротворец».
Долгожданное возвращение года — третий сезон «Любовь, смерть и роботы»
Да, да и еще раз да. Возвращение масштабное и долгожданное во многих смыслах. Интернет помнит, какую боль устроил второй сезон необычного мультипликационного альманаха. Он даже удостоился нашей номинации «Разочарование года». И мы тогда очень грустили. За потерянный потенциал, за упущенные возможности, за то, что первый сезон был просто космической удачей и повторить успех будет невозможно. Но вот вышел третий сезон «Любовь, смерть и роботы», который показал, что с сериалом все в полном порядке. Даже больше, в кресло вернули Финчера, Миллера и Миелго, дали зрителям девять эпизодов и наполнили их всем тем, что так понравилось в 2019 году. Схожий вайб с Zima Blue, моральные дилеммы, неожиданные повороты, совершенно глупые и абсурдные эпизоды, а также новую работу Альберто Миелго. В принципе, можно было бы ограничиться только ей. Сезон вышел достойным продолжением первого, даря при этом надежду на светлое будущее проекта. Мало ли сколько нас еще ждет крутых и необычных историй.
Худший сериал в Киновселенной Marvel года — «Женщина-Халк»
Если быть честным, то особо хороших проектов на малые экраны Marvel так и не выпустила. Замкнутый только на себе «Лунный рыцарь» или предельно наивная и необязательная «Мисс Марвел» лишнее тому подтверждение. Но вот с «Женщиной-Халк» дела обстояли несколько иначе. Дебют очень важного персонажа, прямая связь с основными событиями Киновселенной, возвращение Халка, дебют Сорвиголовы в исполнении Чарли Кокса и многое-многое другое. Все это можно взять и выбросить куда подальше. Потому что «Женщина-Халк» похожа на очень посредственную, неталантливую, сырую и недоработанную поделку. Ну ведь правда, повествование шоу скачет, переходит от одной сюжетной ветки к другой, не закрывает многие арки персонажей и оставляет действительно важные вопросы без ответа. Авторы заигрались со сломом четвертой стены и превратили крутого женского персонажа в унылого нытика. Точно не этого мы ждали от Женщины-Халк, но получили именно это.
Лучший сериал года — четвертый сезон «Очень странных дел»
Вот такого продолжения мы ждали очень долго и очень трепетно. Третий сезон приключений отважных детей в городке Хоукинс стало небольшим зрительским разочарованием и мишенью для очень острых стрел критиков и рецензентов. Впрочем, теперь у нас есть четвертый сезон, в котором братья Дафферы, создатели шоу, снова решили повысить ставки и развернуть историю в том ключе, где она однозначно обретет свой конец. Счастливый или же не очень. В этом сезоне заработало сюжетное разделение на команды, вернулся драматизм, саспенс, а сопереживание любимым персонажам вышло на какой-то необычайно высокий уровень. Сезон смело можно назвать успехом и готовиться пересматривать его на новогодних, ведь лучшего сериала в этом году точно не выходило. По крайней мере, мы так считаем.
Лучший сериал года по мнению Вячеслава Серова — «Андор»
Чтобы сохранить традицию, оставлю лично для себя место в этой рубрике и в некое гран-при вынесу лучший, на мой взгляд, сериал по «Звездным войнам». Мало того, что «Андор» с легкостью перепрыгивает даже «Мандалорца», не говоря уж о «Книге Бобы Фетта» или многострадальном «Кеноби», но и все фильмы трилогии сиквелов. Лучше действительно не было. И все потому что за проект взялись люди, которые хотели показать глубину и человечность в саге Джорджа Лукаса. Они рассказали про крайне неочевидное и наполненное серой моралью зарождение Сопротивления, показали весь ужас политической машины Империи во главе с Имперским советом безопасности. Показали протесты, показали смерти и показали борьбу, вычитая отсюда волшебников со световыми мечами и прочие традиционные атрибуты вселенной. Теперь у нас есть многоэтажки Корусанта, постельные сцены, хлопья и поставленный перед приходом гостей чайник. «Звездные войны» еще никогда не были такими тактильными и реальными, даже интересно было бы посмотреть на то, как тут вписались джедаи. Возможно, таким мог быть «Кеноби», но имеем что имеем. И, как по мне, так даже намного лучше.