Запущенная июльским приездом в Томск генпрокурора Игоря Краснова волна задержаний местных чиновников и бизнесменов утихла только к декабрю. Под арестом по разным обвинениям оказались больше 15 человек.
Коротко напомним о каждом задержании, в том числе не связанном с визитом Краснова, хотя таких — меньшинство. Начнем с самого масштабного по числу фигурантов дела, связанного с сельской школой (ее, кстати, планируют достроить в конце 2023 года — на три года позже изначального срока).
Денис Празукин, заместитель главы администрации Томского района
Начальник управления территориального развития районной администрации стал первым задержанным по делу о сорванных сроках строительства Корниловской школы. Судя по всему, именно на его показаниях строится обвинение других фигурантов дела — именно после признательных показаний его моги перевести из СИЗО под домашний арест. По версии следствия, Празукин подписал документы по приему некачественно выполненных работ в здании школы.
Александр Терещенко, глава Томского района
Возглавлявшего район больше четырех лет Александра Терещенко арестовали и отстранили от должности по делу о подстрекательстве к злоупотреблению полномочиями. Силовики считают, что Терещенко склонил своего заместителя Дениса Празукина подписать документы о приеме работ по строительству Корниловской школы. Ущерб по делу оценивают более чем в 10 миллионов рублей.
Евгений Паршуто, экс-замгубернатора Томской области
Организатором злоупотребления полномочиями при строительстве школы в Корнилово следствие называет бывшего замгубернатора Томской области по строительству Евгения Паршуто, самого высокопоставленного чиновника, задержанного по этому делу. По версии обвинения, Паршуто приказал главе Госстройнадзора вернуть выданные подрядчику предписания об устранении нарушений и дал указание расторгнуть контракт с фирмой, которая занималась строительным надзором и нашла эти нарушения.
Анастасия Елизарова, глава комитета строительства администрации Томского района
Елизарова — подчиненная Дениса Празукина в управлении территориального образования. По версии следствия, она вместе со своим начальником подписывала документы о приеме работ по строительству школы в Корнилово. В отличие от Празукина, главу комитета строительства отправили под домашний арест сразу, без меры пресечения в виде СИЗО.
Владимир Мамонтов, бизнесмен
Экс-депутата гордумы Томска и владельца строительной фирмы «ТПСК» подозревают в использовании более дешевого кирпича при строительстве Корниловской школы для кражи бюджетных денег. Именно его считают бенефициаром фирмы-подрядчика по строительству школы «СпецМонтажСтрой». Ущерб от его действий оценивают в 2,5 миллиона рублей, кроме того, прокуратура выяснила, что фирма Мамонтова пыталась внести в смету работы, которые по факту не выполнила: обустройство 11 входов в школу на 2,1 миллиона.
Иван Кляйн, экс-мэр Томска
Не успевшего выйти на свободу после окончания срока по первым трем эпизодам уголовного дела Ивана Кляйна обвиняют в том, что он, зная о некачественно проведенном ремонте улицы Большая Подгорная в Томске, поручил главе департамента дорожной деятельности мэрии Сергею Аушеву принять работы. Ущерб, нанесенный бюджету Томска действиями Кляйна, обвинение оценивает в 74 миллиона рублей. По словам адвокатов экс-мэра, это вся сумма, в которую обошелся городу ремонт улицы.
Анатолий Иванов, управделами администрации Томской области
О задержании управделами областной администрации Анатолия Иванова стало известно в тот же день, что и про обвинения в адрес его бывшего коллеги по Белому дому Евгения Паршуто. Его подозревают в отправке писем в одну из местных организаций (предположительно, «Газпром») с просьбой выделить вертолет «для рабочих поездок». На самом деле, считают в Следственном комитете, вертолет использовался в личных целях.
Ущерб от действий Иванова оценивают в четыре миллиона рублей. При этом управделами не только вернулся к работе в областной администрации, но и, находясь под следствием, вошел в оперативный штаб по обеспечению действия режима базовой готовности под руководством губернатора.
Александр Шатович, экс-глава департамента финансово-ресурсного обеспечения обладминистрации
Шатовича, уволившегося из администрации Томской области сразу после ухода Сергея Жвачкина, подозревают в растрате. По версии следствия, чиновник минимум трижды (в 2013, 2016 и 2018 годах) выделял из фонда непредвиденных расходов деньги на медстраховки для чиновников, включавшие лечение за границей, хоть это и запрещено законом.
Павел Подгорный, бизнесмен, экс-заммэра Томска
Изначально бывшему заммэра и одному из главных свидетелей обвинения по делу Кляйна вменяли посредничество во взяточничестве. По версии следствия, он предложил директору стройфирмы передать чиновнику миллион рублей, чтобы именно эта компания выиграла подряд на работы. Затем силовики выяснили, что деньги чиновнику Подгорный не отдал, потратив по своему усмотрению — и дело переквалифицировали на мошенничество.
Юрий Гурдин, экс-замгубернатора Томской области
Задержание Юрия Гурдина было связано с подозрениями в растрате 70 миллионов рублей, выделенных на проектирование студенческого кампуса в Томске. На имущество Гурдина стоимостью более 273 миллионов рублей наложили арест. Защита экс-чиновника, ушедшего из администрации вслед за Жвачкиным, утверждает, что он не распоряжался финансами в этом проекте.
Андрей Хващевский, директор фонда «ТомскИнвестСервис»
Вместе с Юрием Гурдиным по делу о растрате проходит директор созданного обладминистрацией фонда «ТомскИнвестСервис» Андрей Хващевский. Следствие считает, что именно на счета его фонда перечисляли деньги, которыми оплатили мастер-план кампуса.
Андрей Вайс, директор управляющей компании «Жилищник»
За день до визита генпрокурора Игоря Краснова в одном из томских дворов на Каштаке сожгли машину председательницы совета дома Натальи Дергуновой — та сразу заподозрила директора УК, с которой у жильцов был конфликт. Меньше чем через неделю бизнесмена Андрея Вайса задержали по делу о поджоге, суд над ним начался 19 декабря.
Светлана Садковская, глава Ленинского района Томска
В поддержке Вайса и давлении на активистов совета жилого дома, которые хотели сменить управляющую компанию, заподозрили главу Ленинского района. По версии следствия, Светлана Садковская давала подчиненным незаконные указания проводить незаконные проверки в квартирах активисток в обмен на неназванные материальные ценности от главы УК.
Вячеслав Литвин, замгендиректора «Томского пива»
Задержанный почти одновременно с Иваном Кляйном глава юротдела приндалежащей семье экс-мэра компании «Томское пиво» получил четыре года колонии условно. Его обвиняли в махинациях с землей: Литвин якобы готовил договоры, по которым «Томское пиво» получило от бизнесмена Рината Аминова два земельных участка по заниженной цене, а взамен пообещал Аминову помощь Кляйна с изменением территориальной зоны на площадке, где бизнесмен собирался построить жилые дома.
Александр Луканин, ученый-физик
По делу о госизмене физика Александр Луканин приговорили к 7,5 годам колонии, другие подробности дела официально не раскрываются из-за его секретности. По данным «Коммерсанта», ученого арестовали из-за передачи за рубеж российских технологий, связанных с альтернативными источниками питания.
Олеся Ильенок, глава комитета жилищной политики мэрии Томска
Дело чиновницы, которую обвиняют в халатности, передали в суд еще в июле. Следствие считает, что в прошлом году Ильенок не обеспечила эффективного использования средств, выделенных городу для закупки квартир для детей-сирот, из-за чего без положенного жилья остались 497 человек.
За главу комитета вступился заммэра по архитектуре Алексей Макаров, он заявил, что в предыдущие годы на квартиры для детей-сирот выделяли недостаточно денег, из-за чего стала накапливаться очередь из претендующих на жилье. Также власти сообщили, что на рынке недостаточно квартир, соответствующих требованиям: за 571 аукцион смогли купить лишь 14 квартир.