Послековидный период подарил театрам совершенно невероятное время для новых возможностей, чем томские коллективы активно пользуются. Ставят спектакли, запускают новые проекты и лаборатории, открывают площадки, принимают у себя гастроли и всячески пытаются удивить зрителей. Сегодня Tomsk.ru подготовил ряд итоговых материалов, в которых мы разобрались, какие же культурные явления удивили нас больше всего. И в первом таком тексте поговорим о том, чем же жили томские театралы в 2022 году. Но обо всем по порядку.
Время экспериментальных и красивых спектаклей
Если уж говорить про театры, то сразу же стоит поднять самую важную для зрителя тему — спектакли. Именно за это мы все любим томские театры. И с премьерами в этом году все было очень хорошо.
Начался год с Томской драмы, которые в конце зимы и в начале весны выдали две крупные премьеры — долгожданный долгострой «Взаперти» по произведению Сартра «За закрытыми дверями». В прошлом году режиссер Артем Киселев вместе с актерами Антоном Антоновым, Татьяной Темной и Аделиной Бухваловой сделали мрачный и пугающий эскиз, который нами был определен как «экзистенциальный хоррор». Ну а в начале этого года у Драмы появился полноценный спектакль, в котором авторы смогли окончательно закончить все сюжетные ветки и превратить эскиз в цельное высказывание о том, что «ад — это другие».
Следом, в марте 2022 года, на сцене Томской драмы прошла премьера масштабного и очень сложного спектакля «Матренин двор» по одноименному произведению Солженицына. Постановка оказалась действительно фундаментальной, очень обширной с точки зрения декораций и действия, но, увы, не выделялась чем-то особенным со стороны текста. Зрителям показали очень красочный и наполненный различными фольклорными решениями пересказ Солженицына. Подробнее об этом можно прочитать в нашем тексте.
Тогда же в марте вышла еще одна важная для города премьера — «Лучший спектакль малой формы», последняя постановка Дмитрия Гомзякова для Томского ТЮЗа. В этом же году Дмитрий окончательно уехал из Томска. Финальная работа оказалась не такой монументальной, как его же «Чайка» или новаторской как «Дальше», но театр получил в репертуар очень крепкое и дерзкое злободневное высказывание, которое до сих пор пользуется огромным зрительским спросом. А уже в мае 2022 года Гомзяков ставит свой последний спектакль в Томске — «Плотник» с Ольгой Райх совместно с Первым музеем славянской мифологии. Постановка является одновременно промо для выставки музея и историей девушки, которая собирает себя по частям, ремонтируя старый дом, доставшийся ей в наследство.
Впрочем, Томская драма в этом году решила не отставать и в мае-июне выдала еще два спектакля: «Мухи тоже умеют целоваться» и мрачную сказку «Король-олень». Первый был приурочен к юбилею творческой деятельности актрисы Валентины Бекетовой и рассказывал историю одной супружеской пары, которые немного друг от друга устали. Второй — грандиозный и невероятно красивый спектакль, который стал очень яркой и неожиданной точкой в ушедшем театральном сезоне. Настолько, что в этом году он попал в лонг-лист премии «Золотая маска-2023».
Конечно же, новый сезон также успел подарить томичам премьерные спектакли: ТЮЗ, Томская драма, «Скоморох» — каждый театр отметился чем-то новым. Последние поставили «Лес» по мотивам Островского, Театр юного зрителя показал подростковый спектакль «БУДУЕЩЕ» и «Скверный анекдот» по Достоевскому, а Драматический театр продемонстрировал зрителям свой, на наш взгляд, лучший на данный момент проект — «Преступление и наказание» по одноименному произведению Федора Михайловича.
Этот спектакль оказался самым настоящим глотком свежего воздуха в театральной жизни, местами декадентский, объединяющий в себе самые разные жанры, вдохновленный эстетикой Вонга Кар-Вая, он рассказывает привычную историю Родиона Раскольникова, оставляя за скобками все ненужное, временами шокируя зрителя своей иммерсивностью и актуальностью. Больше о нем узнать можно в нашей рецензии.
А вот «Скверный анекдот» от ТЮЗа в большей степени разочаровал, нежели порадовал. Отличный первоисточник, потрясающие костюмы, декорации и актерские работы не смогли на себе вытащить простой, местами вторичный и очевидный посыл спектакля. А учитывая уход из театра актера Кирилла Фрица, исполняющего главную роль в постановке, за произведение становится еще тревожнее. Впрочем, другая премьера ТЮЗа оказалась намного лучше. «БУДУЕЩЕ» — это проектный спектакль, который придумали и поставили томские подростки. В этом им помогали драматург Алексей Житковский и режиссер Леонид Прокофьев. У ребят получилась очень пронзительная, немного наивная, но крайне искренняя история молодого поколения, которое пытается разобраться в том, как устроен мир, а где-то даже переделать его под себя.
МХАТ, Театр Наций и гастроли по обмену
Не обошлось в этом году и без приглашенных в Томск коллективов и театральных постановок из других городов. И если мы привыкли к обменным гастролям, в которых томские театры уезжают в другой регион, а к нам приезжают соседи, как это было с театром из Республики Алтай, куда томичи возили «Короля-оленя», то были в 2022 году и совершенно неожиданные гости.
Буквально несколько недель назад на сцене Томской драмы выступили актеры Театра наций, представив нашему зрителю «Страсти по Фоме» по тексту Достоевского, а летом Томск стал первым городом в маршруте фестиваль-тура «Новосибирский транзит-2022». Тогда на сцене Драмы новосибирцы поставили четыре спектакля, один из них, а именно «Дикую утку» от «Красного факела», мы успели посмотреть и оставить свое развернутое мнение.
Но неожиданным сюрпризом 2022 года стали гастроли студентов-старшекурсников Школы-студии МХАТ, в Томске они выступали два дня подряд, показали набор своих эскизов под названием «Белый квадрат» и невероятно талантливую интерпретацию «Сна в летнюю ночь» Шекспира, эмоции о котором лучше будет прочесть в отдельной нашей рецензии.
Успех «Книги всех вещей» Томского ТЮЗа
Неожиданно для всех спектакль Артема Устинова «Книга всех вещей», последняя премьера 2021 года, начала получать очень много внимания со стороны российского театрального сообщества. В этом году спектакль попал сразу на три фестиваля: на Всероссийский фестиваль молодой режиссуры «Артмиграция» в Екатеринбурге, на V Большой детский фестиваль в Москве, и на XX фестиваль театрального искусства для детей «Арлекин», куда прошли лишь десять работ со всей страны.
При этом режиссер Артем Устинов оказался в этом списке дважды, второй работой стал «Здесь был Кай» по мотивам «Снежной королевы» Ганса Христиана Андерсена для Казанского государственного театра юного зрителя. Подробнее про успехи постановки ТЮЗа можно почитать тут.
Ремонты и новые форматы
Разумеется, в итогах года нельзя говорить только о спектаклях и гастролях, бытовую сторону театров тоже никто не отменял. Так, к примеру, директор ТЮЗа Андрей Сидоров рассказал Tomsk.ru о том, что крышу театра, которая пострадала при пожаре в начале 2021 года, планировали отремонтировать уже до начала зимы. Но лишь в октябре стало известно об окончании работ над проектно-сметной документацией по ремонту. Его стоимость, к слову, составит более 33 миллионов рублей. В Томской драме в этом году также проходил ремонт крыши, продлился он с июня по октябрь и стоил региональному бюджету 39,8 миллиона рублей.
Также в этом году случилось важное назначение: Северский музыкальный театр получил нового директора. Им стала Елена Бурова, которая занимала должность заместителя директора по развитию в Томском ТЮЗе, а еще раньше была и.о. директора, когда с поста ушел Владимир Казаченко. После назначения Буровой, Северский музыкальный театр начал вести более активную культурную и творческую жизнь: появились концерты на крыше Первого музея славянской мифологии, а также информация о готовящихся премьерах. Как это было с мюзиклом «Монте-Кристо» и предстоящим детским спектаклем по «Бременским музыкантам».
А вот в томских театрах появились новые форматы. В Томской драме прошли первые театральные экскурсии и творческие встречи с артистами, в ТЮЗе состоялся вечер памяти актера Владимира Варенцова, а театр «Индиго» наконец-то представил свой проект «Мелодия жеста» томичам.
Новые имена и невозвращение «Игроков»
В прошлых наших итогах года мы рассказали о том, что сообщество актеров «Игроки» вернулось, и вообще, мы зря боялись за них. Но в этом году можно смело сказать, «Игроки» — все. Последней их работой так и остался полуимпровизационный спектакль по мотивам Горького. Насколько нам известно, у ребят не осталось сил и времени на продолжение проекта, а один из главных идеологов, актриса Томской драмы Дарья Омельченко покинула театр. Все что у нас осталось, подробный творческий путь объединения в проекте «Культурный тренд».
Впрочем, без хулиганских, экспериментальных постановок Томск точно не останется. Свою активную деятельность развернули девушки из танцевальной группы Not Flowers, подарившие городу уже немало необычных «танцевальных спектаклей», а еще на томской сцене появился альтернативный театр «Лаборатория».
На их счету необычные авторские читки, выставки, а также главная фишка театра — ежедневные спектакли для одного зрителя, которые обещают стать самым необычным культурным опытом, который только можно получить в Томске.
Но все это вопросы 2023 года, который наверняка станет для театров чем-то новым, свежим и полным возможностей. Что конкретно будет там происходить? Пока что сложно сказать, но, оглядываясь назад, точно ясно, что 2022 был очень насыщенным. Остальное нам покажет время.