Источник фото: Святослав Зырянов
Интересное

Новые препараты и уход за зубами: как томская компания НТМ работает на экспорт

12:00 / 12.12.22
4631

О лекарстве «Йодантпирин», торговой марке «Longa Vita» и других товарах для ухода за полостью рта

Мы в социальных сетях:

Как компании из Томска стать заметным игроком на мировом рынке? Найти свою нишу и предложить то, что будет интересно. Компания «НТМ» совмещает в себе разработки в сфере науки, техники и медицины. Их ключом к экспорту стали товары для ухода за полостью рта. Компания занимается научными исследованиями и торговлей, уже 13 лет производит товары для ухода за зубами взрослых и детей. А также производят лекарственные препараты.

От клещевого энцефалита и эпилепсии: какие лекарства производит НТМ

Именно с производства медикаментов компания начала свой путь. Одна из серьезных проблем Томской области — это обилие клещей, часть из которых переносят энцефалит. Этот вирус начинает поражать клетки головного мозга через 24 часа после укуса. Для экстренной профилактики используется иммуноглобулин, однако у него есть ряд недостатков, в том числе высокая стоимость, аллергии и неусваиваемость у некоторых лиц. Кроме того, до приема иммуноглобулина проходит довольно много времени, а потому у зараженного человека могут развиться осложнения или проявится остаточные явления после укуса. Максимальный эффект дает лишь профилактика (вакцинация) или меры, принятые сразу после укуса.

В 90-е годы научные сотрудники НТМ учли недостатки иммуноглобулина и создали удобный препарат для профилактики, лечения клещевого энцефалита. В поисках нужной рецептуры было исследовано более 200 соединений. В итоге на свет появился противовирусный препарат «Йодантипирин» (международное непатентованное название – йодофеназон). Производство запустилось в 2000-х годах и успешно продолжается до сих пор. За это время высокая эффективность и безопасность была доказана. В том числе у людей, у которых нет приобретенного или врожденного иммунитета к энцефалиту.

Согласно последним данным, при применении йодантипирина процент заболевших клещевым энцефалитом в 5 раз ниже, по сравнению с лечением специфическим иммуноглобулином. А вот по сравнению с теми, которые вообще не получали профилактику, при применении йодантипирина процент заболевших клещевым энцефалитом ниже в 15 раз. 

Важно, что все разработки НТМ проводила в родном городе, с помощью вузов. Йодантипирин был создан в связке на кафедре СибГМУ Саратиковым Альбертом Самойловичем и на кафедре химии ТПУ. Многолетние наблюдения показали, что препарат по эффективности предотвращения осложнений сравним с вакцинацией. Осторожными в приеме препарата стоит быть людям с заболеванием щитовидки, однако исследования, которые проводились в Уфе, показали, что в составе лекарства йод имеет очень сильную связь с молекулой антипирина, поэтому действия на щитовидную железу он практически не оказывает. 

Медикамент выпускается в форме таблеток, чтобы было удобно принять его сразу после укуса, либо в качестве профилактики до выезда на природу. Он изготавливается в 2 этапа: субстанция (активное вещество) – в Петербурге, по заказу НТМ, а таблетки в Анжеро-Судженске и в Казани. А продается Йодантипирин в аптеках по всей стране от Владивостока до Калининграда.

В среднем по России ежегодно укусы клеща получают около 500 тысяч человек. А НТМ реализует до 100 тысяч упаковок препарата в год. Его покупают туристы, дачники, охотники и рыбаки, сотрудники компаний, которые работают в лесу. Особенно важно иметь этот препарат с собой туристам, которые приезжают в эндемичные районы из других областей. 

Уход за полостью рта детей и взрослых

Однако лекарства — не единственное, и теперь уже не основное направление работы компании. Если раньше продукцию НТМ можно было увидеть лишь в аптеках, сейчас она встречается и в обычных торговых сетях — это зубные пасты и щетки, которые вы, скорее всего, видели на прилавках и, возможно, регулярно покупаете. 

Щетки для самых маленьких с любимыми героями мультфильмов? Узкоспециализированные монопучковые, для брекетов и протезов? Комплекс для фотодинамической терапии? Все это производит НТМ под торговой маркой Longa Vita. Это линейка лечебно-профилактических зубных паст, также множество уникальных щеток всех ценовых сегментов и направлений. 

Так, в 2013 году НТМ запатентовала комплекс фотодинамической терапии. В его составе — специальная щетка со светодиодами в щетине. Она изучает свет определенного спектра: 208 нанометров. И активирует молекулы в пасте, которые выделяют кислород, разрушающий патологическую флору полости рта. У фирмы есть патенты и на другие виды зубных щеток.

Популярными в России и СНГ продукцию томичей сделали коллаборации с известными детскими брендами Angry Birds, PAW Patrol L.O.L. Surprise!, Фиксики. Под их торговыми марками НТМ выступает как суббренд. Любимые герои делают чистку зубов интереснее и помогают сформировать правильные привычки. Есть насадки на палец для гигиены рта малышам, мануальные и электрические щетки, прорезыватели, щетки с силиконовым ограничителем или световым таймером на 1 минуту, и многое другое. Сейчас 6% детских щеток в России производят именно НТМ.

В компании есть специальный отдел RnD, который выбирает самые актуальные мульт-лицензии, которые заходят детской аудитории. К примеру, лицензия «Волшебницы Винкс» за 4 года себя изжила, и сейчас ее сменил «Щенячий патруль» и Фиксики. Для марки L.O.L щетки, как и куколки, упакованы так, что цвет становится сюрпризом. 

«Транснациональным компаниям не особо интересна детская категория, потому что она во всех сетях занимает малую долю. А нам, при наших оборотах и продажах, вполне хватает и мы развиваем эту нишу», — отметил сотрудник компании Семен Макаров.

Еще один узкий сегмент, который начала развивать НТМ — это специализированные щетки: монопучковые, для брекетов и протезов. Подобные уже есть на рынке, однако по более высокой цене, поскольку часто такой товар реализуют заграничные бренды. Во многом развитию томской компании помогает развивающаяся культура ухода за полостью рта в России, а также уход части зарубежных компаний с рынка.

Одна из щеток, к примеру, разработана по заказу дизайнерским бюро в Бельгии. основной ее секрет — широкая поверхность и угол наклона ручки. Все это позволяет чистить язычную и заднюю поверхность зубов. 

Идею изготовления электрощеток в компании вынашивали давно. В итоге сделать удалось разные модели для каждого из ценовых сегментов: от взрослой бюджетной с рядом насадок и сменными батарейками, до премиальной с полной комплектацией, USB-зарядником, дорожным футляром и 5 насадками: для всех членов семьи, либо для одного на долгое пользование. 

Помимо торговой марки Longa Vita, НТМ реализует в России также линейку отбеливающих паст от Австралийского производителя — White Glo. Изначально этот косметический продукт был создан для актеров и кинозвезд, однако со временем стал доступен и рядовым пользователям. В России продукция White Glo занимает 37% рынка отбеливающих зубных паст. 

Паста представлена в разных рецептурах и форматах: угольная, антибактериальная, с мицеллами и куркумином, био-энзимами и голубыми частицами для максимально быстрого эффекта. Также есть отбеливающие полоски, в том числе ночные, система экспресс-отбеливания и мини-форматы. 

Выйти на международный рынок

Сейчас НТМ работает не только с регионами России: их средства по уходу за полостью рта разбирают в Казахстане, Белоруссии, Киргизии, Ташкенте, Сербии, поставки идут в Монголию, Узбекистан, Армению, Азербайджан. А также идут переговоры с Ираном и Грузией. Во многом популярности способствуют действующие лицензии, однако здесь есть и обратная сторона медали: конкуренция с контрабандой. 

«У нас же строго с этим борются, но в некоторых странах есть проблема и государство не прилагает усилий для борьбы. Конкурировать с контрабандой всегда было тяжело: не уплачиваются пошлины, налоги, товар заметно дешевле. Но все крупные клиенты, которые ценят репутацию и имеют сеть от 10 магазинов, стараются не связываться с контрабандой, а сотрудничают с теми, кому разрешено продавать легально. Наша продукция — яркая, интересная, необычная. В Белоруссии мы хорошо так с электроникой потеснили конкурентов благодаря более актуальным лицензиям», — отметил Семен Макаров.

Выйти на мировой рынок и развиваться как экспортеру НТМ во многом помог Центр поддержки экспорта, который предоставляет новые возможности томским компаниям малого и среднего бизнеса и действует на базе центра «Мой бизнес», он предоставляет новые возможности компаниям для работы в своей стране и для расширения на мировой рынок. К примеру, для НТМ центр организовал выставки их продукции за рубежом, рабочие поездки в другие страны и консультации по вопросам поставок. 

«Мы с ними активно сотрудничаем и очень благодарны за их работу. Я считаю, они очень хорошо помогают бизнесу. К примеру, с обучением наших сотрудников, с организацией выставок, даже был поиск партнеров в одной из стран», — отметил Владимир Худолей.

Подтверждением высоких результатов на международной арене стала победа ООО «НТМ» в региональном конкурсе «Экспортер года» среди компаний малого и среднего бизнеса, организованном Центром поддержки экспорта при содействии Администрации Томской области, Минэкономразвития России и Российского экспортного центра в 2021 году.

Кстати, в планах НТМ начать с одним из научно-исследовательских институтов города производство гидроксиапатита кальция в наноразмере. Это — важный компонент для создания зубных паст, составная часть нашей эмали. Также с другим институтом компания намерена наладить производство сладкого белка браззеина для замены сахара. При всех своих вкусовых качествах, вредных функций обычных сахаров он не несет. А пока НТМ выводит на рынок новый сахар под названием Трегалоза, который смогут употреблять и пациенты с сахарным диабетом. 

Новые препараты и уход за зубами: как томская компания НТМ работает на экспорт

За новостями следите на сайте Центра поддержки экспорта и в телеграмм канале «Экспорт Томской области».
Все выпуски проекта можно найти здесь.