До конца года мэрия Томска вновь попытается провести через городскую думу решение о строительстве развязки и расширении дороги у поселка геологов. В прошлый раз шестеро депутатов выступили против развязки: их не устроила необходимость изъять 1,6 гектара леса из особо охраняемой территории, а также то, что им презентовали уже готовый проект, а не обсудили саму идею развязки.
Сегодня сторонники и противники развязки вновь обсудили проект на совместной пресс-конференции. Tomsk.ru кратко пересказывает аргументы сторон.
История вопроса
Вывести лес из природоохранной зоны было необходимо для строительства развязки, которую планировали разместить в районе поворота на поселок Аникино с трассы Томск — Аэропорт, на нее должны были потратить около двух миллиардов рублей. Проект уже получил положительное заключение Главгосэкспертизы. Взамен власти планировали высадить растения на месте дороги на Аникино — там собирались снять асфальт и посадить деревья.
Впервые проект депутатам гордумы представили на заседании комитета по градостроительству в мае. Он решил вынести вопрос на общее собрание думы, несмотря на то, что депутаты получили уже готовый проект и были поставлены перед непростым выбором. Решение отклонить проект означало бы, что государственные деньги на его разработку были потрачены зря, а принять — что градостроительные решения с депутатами можно заранее не обсуждать, и они все равно одобрят любое.
В итоге на общем собрании для прохождения решения через думу не хватило одного голоса. Членам городского парламента не понравилось в том числе, что для строительства развязки подрядчик планирует снять недавно положенный асфальт на улице Басандайской, чтобы рекультивировать эту землю и включить ее в другую природоохранную территорию.
Кто и почему поддерживает строительство развязки?
Расширить дорогу и построить развязку в районе поселка геологов без урезания особо охраняемой природной территории (ООПТ) нельзя, уверяет главный инженер «РосИнсталПроекта» (именно эта компания проектировала развязку по заказу властей) Кирилл Мищенко. Дело в том, что к существующей дороге вплотную прилегают две ООПТ: Геологов и Береговой склон.
По мнению Мищенко, заложниками ситуации стали не только депутаты гордумы, но и все участники конфликта, а виной всему — решение, которым ООПТ была образована именно в таких границах — без возможности для расширения дороги в будущем.
«Сегодня представлен единственный вариант [развязки], на этапе проектирования был выбран наиболее экономически эффективная. <…> Я все-таки надеюсь, что этот вопрос будет принят, потому что Томская область не часто выходит с проектами на федеральный уровень, и за эти средства нужно бороться. Вариант, при котором мы уйдем в перепроектирование, на наш взгляд, невозможен, потому что это — неэффективное использование бюджетных средств», — отметил и.о. главы департамента архитектуры мэрии Сергей Чиков.
Идею со строительством развязки поддержали и в областном ГИБДД. Полиция обращает внимание на высокий трафик на этом участке — более 32 тысяч машин в сутки. Такая ситуация приводит к рискам аварий: за год там зафиксировали 28 ДТП — больше, чем на любом томском перекрестке.
В перспективе на ближайшие 20 лет интенсивность движения на трассе Томск — Аэропорт вырастет почти вдвое — до 50 тысяч авто в сутки, уверяет декан дорожно-строительного факультета ТГАСУ Андрей Бурлуцкий. В таком случае без строительства аникинской развязки не обойтись, считает эксперт.
На интенсивность движения на пересечении Богашевского тракта и улицы Басандайской обращают внимание и представители жителей ближайших поселков. Люди из Лоскутова, Аэропорта, поселка Геологов и нескольких садовых товариществ настаивают на строительстве развязки из-за постоянных пробок и скопления в этом месте выхлопных газов.
А кто против?
Несмотря на то, что против новой развязки на юге Томска в думе голосовали шестеро парламентариев, а еще трое воздержались, публично недовольство проектом высказывают только независимый депутат Игорь Лютаев и представительница «Справедливой России» Инга Первушина.
«Мы улицу Басандайскую включили в БКД (нацпроект «Безопасные качественные дороги», — прим. Tomsk.ru). Проект разрабатывался больше года, на него было выделено порядка 63 миллионов. Никто не задумывается, что когда-нибудь возникнет вопрос о неэффективном использовании бюджетных средств?», — поддерживал депутатов на июньском собрании спикер гордумы Чингис Акатаев.
При этом никто из депутатов гордумы не спорит с тем, что развязка на Богашевском тракте нужна для развития города. Но, ссылаясь в том числе на мнение других жителей ближайших поселков, они требуют сохранить природоохранную зону в этой локации.
В конце собрания проектировщики в очередной раз заявили, что построить развязку и одновременно сохранить ООПТ у поселка Геологов невозможно из-за нехватки места для дороги. По просьбе Инги Первушиной они также пообещали прислать документальное подтверждение этого со своими рассчетами.
Построят ли в итоге развязку?
С учетом того, что для принятия решения в июне не хватило одного голоса, мэрии и проектировщикам достаточно будет переубедить одного из воздержавшихся парламентариев. Но только при условии, что голосовать за решение будет дума в том же составе из 27 человек, что практически невозможно.
Никто из отсутствовавших на собрании думы публично не высказывался против строительства развязки. В таком случае велик шанс того, что, даже если все депутаты останутся при своем мнении, спор в итоге решится в пользу мэрии за счет кого-то из парламентариев, не принявших уачстие в июньском голосовании.
Для попадания на общее собрание гордумы 6 декабря этот вопрос должен пройти через профильный комитет. Впрочем, здесь проблем не предвидится: тот же самый комитет уже пропускал решение весной.