Полмиллиона пользователей в 192 странах мира – такой географией использования своего продукта может похвастаться томская IT-компания Rubius. В прошлом году компания стала победителем регионального конкурса «Экспортер года», а также — лауреатом Всероссийского конкурса «Экспортер года» в номинации «Экспортер года в сфере услуг»! Об экспорте интеллектуальных продуктов и трудностях перевода мы поговорили с представителями компании.
Для многих экспорт ассоциируется с товаром, который перевозят физически. Когда речь идет об экспорте программного обеспечения – как это?
– Единственное отличие экспорта в IT от привычного нам экспорта товаров заключается в том, что мы продаем не готовый продукт, а нашу экспертизу. Как это происходит. К нам обращается зарубежный заказчик с проблемой. Мы её анализируем, стараемся найти самый простой и правильный способ решения, формируем техническое задание, календарный план работ, подбираем команду с нужным опытом и навыками. За каждым членом команды закрепляется определенный список задач и ограничения на их исполнение. Скорость и качество разработки – это важный критерий при выборе исполнителя, никто не хочет ждать разработки ПО в течение нескольких лет. Мы проводим регулярные митинги с заказчиками, обсуждаем промежуточные результаты работы, при необходимости вносим корректировки. На финальной стадии мы передаем разработанное ПО заказчику и помогаем с внедрением.
Если пользователь покупает один из наших продуктов, то он просто покупает лицензию, помесячную или годовую. Это как оплатить подписку на Кинопоиск или Photoshop.
Сегодня среди наших клиентов по заказной разработке уже 21 страна, а продуктами компании пользуются люди в 192 странах мира, – рассказывают в компании Rubius.
Если говорить о физическом экспорте – у вас есть прекрасная разработка – Qubius. Отправлялась ли кабина за рубеж?
– Да, конечно. Наши шумоизолированные кабины стоят в ОАЭ, Белоруссии, и Армении, в офисах зарубежных компаний в России. Среди наших клиентов Porsche, McDonald’s, Michelin, Cargill и т.д. Буквально на днях мы представляли Qubius на международных выставках в Дубае и Абу Даби.
Один из самых популырных продуктов компании – Planyway. Встречали информацию о большом количестве пользователей и росте, какие это показатели сейчас?
– География продуктов и так очень широкая. Сейчас мы растем в количестве пользователей и в таком показателе, как долго они пользуются нашими продуктами. Planуway используют 600 000 человек и больше 60 000 компаний, продукт продолжает развиваться, у команды большие планы.
Расскажите о первом экспортном опыте компании: какая это была компания? Какие были особенности?
– Наш первый заказчик был из США, DP Technology – создатели самой популярной в мире CAM-системы. Мы доработали их решение для управления станками с числовым программным управлением (ЧПУ). Заказчику требовалось решение, позволяющее быстро объяснить станку, что именно нужно делать — в частности, отредактировать форму объекта, например, корпуса телефона. Rubius оперативно включился в проект и быстро добился результата. Американцы были в восторге: звали своих инженеров, говорили: «Как они могли это сделать, это невозможно!».
Наверняка были забавные случаи или «трудности перевода» в процессе работы. Что особенно запомнилось в процессе работы с зарубежными клиентами?
– Английский язык – наша сильная сторона, у нас есть собственная академия, в которой сотрудники Rubius прокачивают свои навыки общения с зарубежными заказчиками. Но даже уровень C2 бесполезен, если заказчик вообще не знает английский. Так и было с нашими испаноговорящими клиентами из Южной Америки. Наладить коммуникацию было не просто, мы приглашали переводчиков, пытались сами что-то делать при помощи сервисов Google, буквально общались жестами на видеосозвонах. Но никакие языковые барьеры не могут помешать нам сделать качественный продукт. В итоге нам удалось найти общий язык и даже заключить контракт на новый проект после успешной сдачи первого.
Отразились ли санкции на технологическом экспорте?
– Да, безусловно. Мы расширили свою работу на российском рынке, продолжаем активно осваивать страны Ближнего Востока. К слову, мы начали работать в этом регионе ещё 2 года назад, чуть раньше, чем многие наши коллеги.
Как отмечают в компании, сегодня преобладают заказчики из Арабских Эмиратов, Саудовской Аравии и Индии. А за 17 лет Rubius поработал с клиентами из 21 страны.
У Rubius сегодня открылось представительство в ОАЭ. Сейчас появляются разные мнения, что ОАЭ – новая мекка для айти, да и бизнеса в целом. Какие нюансы и тонкости в ведении бизнеса в другой стране?
– Что касается клиентов из ОАЭ, то тут огромную роль играет личная деловая коммуникация и визуализация. Недостаточно хорошо рассказать о продукте, о той выгоде, которую получит заказчик. Нужно показать. В ход идут видеопрезентации, 3D-моделирование. Нужно сделать так, чтобы сложилось впечатление, что решение уже в руках, его можно потрогать и оно уже делает жизнь клиента лучше.
Сегодня есть страны и компании, которые по независящим от них причинам не могут работать с российскими компаниями. Это безусловно накладывает ограничения. Усложнились юридические и бухгалтерские процессы.
Выход на рынки Азии и ОАЭ становится главным путём развития российского IT-экспорта. Здесь есть интересные задачи и проекты, за которые стоит побороться.
А вообще, насколько охотно зарубежные клиенты обращаются именно в российские IT-компании? Русские программисты популярны в мире?
– Русские айтишники и русская инженерная школа – это во многом стандарт качества, многие знают, что наши специалисты готовы браться за сложные R&D задачи и достойно с ними справляются. Если посмотреть профессиональные международные конкурсы и рейтинги, то вы увидите там много имён российских разработчиков.
Понимаем, сложно делать экономические прогнозы, но очевидно, что сейчас намечаются новые пути развития. Ваше мнение: как развиваться сейчас российскому бизнесу?
– Импортозамещение, сейчас стоит много задач, которые нужно решить в этом направлении. Многие промышленные гиганты полностью отказываются от зарубежного ПО, находятся в поиске готовых отечественных решений или готовы разрабатывать собственные. Мы активно участвуем в грантах фонда РФРИТ: его деятельность как раз направлена на поддержку отечественных разработок, которые смогут заменить ушедшие с рынка продукты. Считаем, что благодаря поддержке фонда могут быть созданы действительно востребованные продукты.
В освоении новых рынков считаем хорошей возможностью участие в мероприятиях Центра поддержки экспорта и Российского экспортного центра: помощь в поиске зарубежных партнеров, софинансирование участия в международных выставках, участия в экспортных акселерационных программах для малого и среднего бизнеса сферы IT. Сейчас при поддержке ЦПЭ и РЭЦ мы вместе с другими российскими IT-компаниями активно развиваем партнерство с ОАЭ и Саудовской Аравией.
За новостями центра поддержки экспорта, действующего на базе «Мой бизнес» следите на сайте и в телеграм-канале «Экспорт Томской области».
Все выпуски проекта можно найти здесь.