Бизнес — это риск. Покупать готовый бизнес — тоже риск, а покупать компанию в марте 2022 года — риск тройной. Это было очевидно, но желание работать в социальном направлении и развивать повестку экологии в любимом регионе — превысило.
…в конце февраля появилось объявление о продаже экомагазина «Два лимона». «Лимоны» в 2019 году основала Татьяна Сарычева, тогда первый магазин без упаковки в Томске собрал на открытии более сотни гостей, а СМИ часто с тех пор писали о формате zero waste, рассказывали об идее Тани. Сейчас почти 9 месяцев работает магазин с той же философией, концепцией, но под другим брендом: это было одним из условий при покупке.
«Ребрендинг был, хоть «лимоны» были уже узнаваемы, аудитория магазина очень лояльная и здорово приняла перемены, за что каждому спасибо! Мы долго думали над новым брендом, перебирали идеи… Пчелы невероятно важны для экологии. Без них исчезнут фрукты, овощи, хлопок. А еще пчелы — работяги. Есть поговорки: «Трудиться, как пчела», «Пчела мала, а и та работает». Наше название объединило экологию, труд, и ценность команды, людей, ведь пчелы – коллективные существа», – рассказала Саша Манеева, управляющая «Двух пчел».
Вместе со сменой названия, в магазине сделали перестановку. «Работали по ночам, чтобы не прерывать работу для покупателей. Вызвалось столько друзей и знакомых помогать, кто-то красил, кто-то перетаскивал стеллажи, кто-то расставлял товар. Бессонные сутки работы, но в удовольствие!», – вспоминают «Две пчелы».
«Ноль отходов», zero waste – это как?
Современным кардиналом движения zero waste признана американка французского происхождения Беа Джонсон, хотя доподлинно неизвестно о создателях термина, который появился еще в конце 90-х.
Фото: из телеграм-канала «Две пчелы об экологии»
Итак, в своей книге «Дом без отходов. Как сделать жизнь проще и не покупать мусор», Беа рассказывает о своем опыте жизни без мусорного ведра. Семья с детьми и животными за год собрала всего банку отходов! Да-да, женщина компостирует пищевые отходы, переиспользует вещи, даже волосы после стрижки отдает на парики для онкобольных.
Безотходная жизнь — романтичный результат следования правилам 5R, которые популяризует Джонсон:
- Refuse (откажись)
- Reduce (сократи)
- Reuse (используй повторно)
- Recycle (перерабатывай)
- Rot (компостируй)
Покупать без упаковки – так можно?!
Сегодня в «Двух пчелах» представлен экологичный ассортимент: все средства продаются в упаковках, которые можно переиспользовать, или сдать в переработку, а также безвредно утилизировать.
Формат «магазина без упаковки» в «Двух пчелах»:
- можно купить продукты на розлив или специи в свою тару любого объема;
- в магазине есть «friendly-баночки» – их приносят покупатели, затем они стерилизуются и могут снова использоваться как безвозвратную тару;
- шоперы, авоськи, фруктовки – многоразовые альтернативы одноразовым пакетам и мешочкам;
- большинство поставщиков (а они тоже в повестке экологии) – производят продукт с минимумом упаковки;
Фото: в «Двух пчелах» можно купить на розлив от средства для стирки до зубной пасты
О бизнесе, своей торговой марке и любви к городу
«Две пчелы» сразу запустили продукцию собственного производства — многоразовые альтернативы одноразовым вещам: фруктовки, авоськи, НЕватные диски, многоразовые прокладки, столовые салфетки и шопперы.
Фото: хэндмейд изделия из джута собственного производства
Кроме того, в магазине представлено много томских брендов, рассказывает Саша Манеева:
«Для нас это был принципиальный момент. Мы любим Томск, его историю, людей, энергию. И как бизнес понимаем, что важно поддерживать региональный рынок. У нас можно найти томский бренд крафтового парфюма Blackbee, свечи See Stars, «Территорию тайги», бомбочки и соли для ванн своего производства, как и большинство текстиля в магазине. Даже кофе у нас от томского обжарочного цеха «Жарко»: чтобы запустить в продажу их продукцию, мы ходили всем коллективом на экскурсию в цех, изучали процессы приготовления кофейного зерна».
Фото: кофе томской обжарки и веганские маршмеллоу
Фото: томский крафтовый парфюм в магазине «Две пчелы»
«Двум пчелам» важно участвовать в жизни города и делать что-то полезное: например, поддерживать экоповестку, благотворительные движения и просветительские проекты.
Меньше чем за полгода существования «Две пчелы» провели в своей локации «Зеленый маркет» вместе с волонтерами «Содружества», приняли участие в экофестивалях «Заново», «Думай и делай». Они стали первыми информпартнерами новосибирской «Гаражки». Еще представители бренда часто выступают с лекциями и мастер-классами для разных организаций.
«Мы стараемся транслировать экологичность во всем: как внутри магазина, так и за его пределами. Например, наш магазин — догфрендли, мы участвуем в «Мохнатом квесте», и к нам всегда можно прийти с питомцем. Еще у нас проходит регулярный книгообмен, а сейчас идет сбор вещей на благотворительную гаражную распродажу в помощь бездомным животным», — рассказывает Саша.
Экология, экономия и этичная косметика
«Две пчелы» всегда готовы привести простую арифметику в пользу экологии: например, НЕватные (тканевые) диски могут служить несколько лет, что здорово поможет сэкономить на регулярных покупках ватных дисков. Ну и приятные бонусы для заботы о природе: чтобы произвести 1 кг хлопка, тратится 10-20 тысяч литров воды. А при его выращивании используются пестициды, которые могут отравлять почву и воду.
Фото: НЕватные диски собственного производства и биоразлагаемые бритвы
Да и все бренды, представленные в «Пчелах» — экологичные производители. Многие минимизируют использование упаковки, воды, электроэнергии и отходов при создании продукта.
Например, питерская марка натуральной косметики Elska выпускает все в твердой форме. Шампуни, бальзамы, баттеры для тела, сухие духи. Это позволяет не тратить ресурсы на упаковку и разумно использовать сырье.
Фото: твердая продукция бренда Elska
Или тоже питерский бренд «Голодный леший» (кстати, его основали томичи), производит большой ассортимент продукции на розлив, многим уже полюбились их зубная паста и мыло.
Еще вся косметическая продукция у «пчел» не тестируется на животных, а при выборе новых брендов магазин консультируется с косметологами.
Минимизация производственных издержек, отправка товаров в переиспользованной упаковке и безотходное производство (например, «леший» делает мыло из остатков сырья при изготовлении разных видов мыла) – все эти детали важны для магазина формата zero waste, продукт должен быть этичным с первого этапа своего создания.
Фото: сухие духи в экологичной упаковке
«Хоть это и социально направленный, но все же бизнес, нам не хочется все сводить к взаимоотношениям «купи-продай». Мы осознаем, что покупая, например, силиконовый стакан, – человек, пользуясь им регулярно, делает большой вклад в сохранение окружающей среды. Многие и правда воспринимают покупки у «пчел», как полезное и нужное, поэтому мы дотошно следим за качеством продукции в магазине: от своей торговой марки до поставщиков».
Фото: силиконовая продукция бренда Stojo
Экологичный Новый год: собираем подарки
Сейчас в экомагазине на проспекте Кирова, 46 есть отдельная полка с подарочными наборами. Да и собрать продукцию в подарок у «пчел» проще простого: как говорят друзья улья — «голова подарками не болит». Актуально в преддверии праздников, да?
Да, здесь по-прежнему остается концепция минимизации в использовании упаковки, но «пчелы» делают акцент на смысл и качество презента, а еще пользу экологии.
Здесь можно собрать подарки для мужчин, женщин, детей, партнеров. Кроме косметики, мыла, текстиля, у «пчел» есть и полезные продукты: урбечи, пасты, веганские маршмеллоу, оригинальные чаи и натуральный кофе.
А еще «пчелы» делают полезный контент: в своих соцсетях они создают образовательный материал по экологии и всегда рассказывают о своих акциях и мероприятиях. Можно подписаться в сообщества ВК и телеграм, а также смотреть ассортимент на сайте магазина.