Источник фото: Томский ТЮЗ
Движ с Серовым

Смешной и трагичный поиск гуманизма: каким получился «Скверный анекдот» от ТЮЗа

20:05 / 07.11.22
3268

Рассказываем, что не так с новым спектаклем Театра юного зрителя

Мы в социальных сетях:

Федор Михайлович Достоевский явно в тренде в этом театральном сезоне. Томская драма представила зрителю свою неуютную и эстетскую версию «Преступления и наказания», со спектаклем «Страсти по Фоме» скоро придет Театр наций, ну а ТЮЗ давно анонсировал, что первая премьера сезона будет именно по Достоевскому. За основу было решено взять «Скверный анекдот», историю о том, как статский советник в поисках гуманизма забрел на свадьбу к своему подчиненному, чтобы провести время с простыми людьми, но все, конечно же, пошло не по плану. Какой именно получилась интерпретация Томского ТЮЗа? Обо всем по порядку.

Сюжет Достоевского в Театре юного зрителя сохранили очень достоверно и практически без изменений, лишь наполнив все действие огромным количеством символизма и условностей, чтобы зрителю не пришлось скучать за прямым пересказом произведения. Тут и бесконечные народные забавы, пляски и песни, которые так резко и отчетливо контрастируют с бытом высокопоставленных чиновников и генералов, что в поиске личного душевного удовлетворения фантазируют о том, что они с народом на одной волне.

Сам главный герой, действующий статский советник Иван Ильич Пралинский, задается все тем же вопросом: а что есть гуманизм? После чего отправляется в свое очень странное и по-русски контрастное пьяное путешествие до первой попавшейся свадьбы. Он воображает себе, что запросто сможет стать душой компании, проникнуть в чужое веселье и постараться в нем раствориться, но на деле все выходит совершенно иначе. Увидев такой высокий чин, гости начинают активно расшаркиваться, предлагать шампанское и всячески выслуживаться перед Пралинским. Статский советник, как-никак. И все это в немалой степени раздражает главного героя, и ему все равно, что он разрушил чужую свадьбу, выпил дорогой алкоголь и лишил свадебного ложе молодоженов, все его представление о гуманизме мгновенно улетучивается.

В моменте он раздается тирадой о том, что его никто не любит, хотя он любит всех и каждого, не осознавая того, что пропасть между разными сословиями никогда не будет преодолена. Там, где статскому советнику хорошо, там простому человеку бывает очень даже неприятно и некомфортно. И речь тут не только про монархический дореволюционный строй, но и про настоящую разницу между теми, у кого есть власть и влияние, и обычными людьми в нашем капиталистическом обществе. Не смогут понять друг друга те, кто находится на разных уровнях дохода, отчего и понятие о гуманизме совершенно разное и размытое. Всегда будет присутствовать нелюбовь, а полноценного взаимопонимания и человеколюбия очень сложно достигнуть.

И, по большей части, не считая дополнительных аллюзий на судьбы нашей родины в лице очень грустной и бедной России, что следит за главным героем на протяжении всего спектакля, это главная и единственная мысль всего спектакля. Мы не любим друг друга только из-за того, что никогда не сможет понять, что чувствует каждый из нас. От того все крайне несчастны и склонны к разного рода эскапизму. В целом, мысль далеко не новая, что и делает новую постановку ТЮЗа неплохой, но совершенно необязательной для просмотра. Тут нет особо глубоких мыслей и откровений, невероятных новых повествовательных форм или режиссерских решений. Есть красивое, местами иносказательное, немного актуальное, но все-таки скромное и неизобретательное высказывание. Да, декорации и постановка «Скверного анекдота» по-прежнему выше всяких похвал. Все танцы, песни и прочие детали народного колорита выполнены на высочайшем уровне.

Более того, даже юмор в текст Достоевского у команды ТЮЗа получилось привнести. И он не получился слишком мрачным и хтоническим. Актерская игра также на высоте, хочется очень долго хвалить Кирилла Фрица за столь неординарный, где-то дикий, где-то жалкий и запутавшийся образ бедового статского советника. Но за всем этим нет какого-то откровения, которое мы привыкли ждать от ТЮЗа. Нет того уровня постановки и неожиданного содержания. На этот раз вышло средне и в какой-то степени серо. Впрочем, поклонники Достоевского так или иначе получат удовольствие от просмотра. Остальным же идти только на свой страх и риск.

16+