Права человека могут нарушаться в любой момент, и защитить себя в этой ситуации не всегда по силам обычному человеку, далекому от юриспруденции. Хорошо, что есть те, кто помогают отстоять свои свободы и права законным путем — судебные юристы и правозащитники.
Ольга Мартынова — судебный юрист. К настоящему времени ее юридическая практика составляет 17 лет, в течение которых она занимается разрешением жилищных проблем, семейных и наследственных споров. Ольга защищает права и представляет интересы простых томичей в органах власти и судах по разным вопросам. На счету у юриста более 500 успешно завершенных досудебных и судебных сражений. А суммарная стоимость завершенных Мартыновой дел в пользу обратившихся к ней граждан за последние 7 лет составила около 100 млн. рублей.
Ольга ведет правовой блог в ТикТок, в ВКонтакте и на площадке Яндекс Дзен, где доступным языком дает практические советы гражданам в различных областях права, знакомит с обзором действующего законодательства, делится интересными историями из своей юридической практики. Каждая история достойна отдельной книги или фильма. За каждой — людские драмы, несправедливость и борьба. Возможно, какая-то из них окажется похожей на вашу и подскажет, как действовать.
Это было мое первое дело: я защищала маму
— Первым моим делом было дело о затоплении маминой квартиры. Оцененный ущерб составил всего 12 тысяч рублей, однако сосед с верхнего 9-го этажа нанял для защиты в суде матерого адвоката. Тот соседа убеждает: «Ничего не плати, все сделаем». А я свою маму защищала. Сосед знал меня с детства и в открытую при каждой встрече улыбался мне в лицо: «Ты против кого идешь, девочка?» Он топил мамину квартиру на протяжении лет десяти, а родители терпели и никогда ему не предъявляли претензий. Последнее затопление случилось 3 января. С потолка — дождь, по всей квартире по щиколотку кипятка, проводку «замкнуло» … В подъезде затопило с 8-го до 5-го этажа. К тому времени я уже получила диплом юриста и решила: довольно! Был суд, несколько экспертиз, свидетели, нервотрепка с обеих сторон. Сосед пытался со своим адвокатом обжаловать решение суда, но и здесь они проиграли. В итоге, мой сосед за 4,5 года потратил на адвоката 83 тысячи рублей. Почти в 7 раз больше суммы причиненного ущерба. Больше не топят.
О семейных делах
Часто семейные дела связаны с разделом не только имущества, но и детей после развода родителей. И признается: любит защищать отцов.
«Папы — незащищенная часть семьи, потому что Семейный кодекс ориентирован в основном на маму. Однако моя многолетняя практика показывает, что далеко не всегда мама — лучший родитель и воспитатель. В последнее время нередко именно папы выступают истцами на алименты и при определении места жительства ребенка с отцом, потому что мама еще «не нагулялась» или внезапно влюбилась. Последнее время во многих молодых семьях мама с папой стали меняться ролями».
Ольге не раз доводилось участвовать в делах о разводах. И здесь судебный юрист может стать даже арбитром, который решит конфликт, не доводя дело до суда.
«Я выбрала для себя этот путь не ради денег. Хотя заработок за свою работу получать всегда приятно. Но еще приятнее, когда я справилась с поставленной задачей и решила ее! А какое счастье видеть глаза своих клиентов после оглашения решения суда в их пользу. От этого я получаю больше, чем от материального вознаграждения. Несколько семей в Томской области я примирила и сохранила, остановив супругов на пороге суда. Они мне за это благодарны, поскольку я помогла им вернуть прежние отношения. Живут счастливо, родили детей, присылают мне свои счастливые фотографии, рекомендуют меня друзьям и родственникам. Я также веду их дела».
Часто у обратившегося за юридической помощью человека проблемы возникают одновременно по нескольким направлениям. Например, вопросы с наследством порождают ряд семейных проблем, которые требуют немедленного правового решения. Параллельно возникает серьезный жилищный вопрос. В этом случае юрист может одновременно оказывать целый процессуальный комплекс юридических услуг.
Как первоапрельская шутка ВОЗ едва не лишила мать ребенка
— Несколько лет назад я вела довольно необычное дело. Бывший муж (он же отец) хотел через суд лишить мать своей единственной дочери родительских прав и определить место жительства дочки с ним, хотя девочка всегда жила с мамой. На момент подачи иска бывшая жена была уже три года счастлива в новом браке и родила еще двоих деток. Мама – любящая и заботливая, умница, красавица, высшее образование, прекрасная хозяйка. Так что с мамой было все в порядке, вот только она — сыроед. И папа посчитал это поводом забрать дочку себе. Получил документы в детской поликлинике, якобы девочка не по возрасту худа. В подобных судебных процессах всегда участвуют органы попечительства и прокуратура, которые в самом начале судебного разбирательства склонялись к папиной позиции. При этом отец ссылался на единственный документ — статью ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения) о том, что сыроедение является психическим отклонением.
Ситуация выходила из-под контроля. Нам пришлось собрать увесистую стопку медицинских документов и даже пройти психолого-педагогическую экспертизу. Так мы доказали, что наша мама нормальная, здоровая и адекватная женщина. Но вот по позиции ВОЗ я не знала, что делать. Однако за день до завершающего судебного заседания и прений интуиция меня вывела на сайт Петербургского медуниверситета, где я нашла опровержение статьи ВОЗ и профессора, который его написал. Оказалось, что эта статья находилась на сайте ВОЗ всего одну минуту в качестве первоапрельской шутки. И этот фейк мгновенно распространился по глобальной сети Интернет. Дело мы выиграли, секретарь судьи и органы опеки и попечительства попросили у меня добытую мной эксклюзивную информацию и текст моей заключительной речи. Так мы создали прецедент.
Как вместо одной «двушки» семья получила 4 квартиры
— Ко мне за юридической помощью обратилась семья, которую выселяли из аварийного дома на Савиных, 10. Здание законсервировали, истцом была мэрия. Ответчиком — огромная семья, состоящая из 4 семей. До иска о выселении они обращались в суд с иском к районной администрации о признании за ними права пользования жилым помещением общей площадью 111,6 кв.м, но Кировской районный суд, как и Томский областной, отказал им. Семья с 70-х годов прошлого века фактически занимает часть первого этажа и половину второго, а это несколько комнат и несколько квартир. Взамен мэрия предлагает им… «двушку» общей площадью всего 56,6 кв.м. Потому что в квитанциях на оплату ЖКУ указана общая площадь 52 кв.м. Просто районная и городская администрации не учли, что в течение многих лет по решениям жилищных комиссий семья получала свободные комнаты дома в связи с ростом семьи.
В итоге участники процесса (кроме меня и моих доверителей) окончательно запутались в цифрах: 111.6 кв.м. — реально занимает семья, ЖКУ они оплачивают за 52 кв.м, а из мэрии по запросу суда присылают ответ, что семья проживает всего на 19 кв.м. Я нахожу нужные документы (не знаю, почему они не были обнаружены раньше), выхожу в процесс и скрупулезно выстраиваю для суда хронологию событий. В середине процесса мэрия предлагает моим доверителям уже трехкомнатную квартиру, но я убеждаю их отказаться, рискую и иду ва-банк. Мэрия нам проигрывает! В итоге семья получает две двухкомнатных квартиры и две однокомнатных.
Жилищные вопросы: о переселенцах из авариек и погорельцах
Ольга отметила: часто люди теряются в жилищных вопросах и не могут сами выбрать правильные пути их решения. И таких вопросов много: раздел имущества, проблемы дольщиков, переселение из аварийного жилья либо его выкуп, признание дома аварийным и непригодным для проживания, подлежащим расселению и сносу; споры по проблеме изъятия недвижимости для государственных или муниципальных нужд; дела погорельцев, вселение/ выселение, споры арендодателей и арендаторов и многое другое.
К примеру, Ольга помогает жителям аварийных домов переселиться в новую квартиру, даже если у них уже был негативный опыт решения вопроса расселения с администрацией. Подобных дел в практике юриста большинство.
«По совету друга за юридической помощью и представительством в суде ко мне обратился погорелец из Ленинского района. На протяжении 7 лет он скитался по съемным углам после пожара, который уничтожил его квартиру в деревянном многоквартирнике. Этот дом после пожара был признан аварийным. Администрация района бездействовала и не реагировала на жалобы моего доверителя. Я взялась за дело. Мы провели несколько переговоров с администрацией и просили за квартиру всего 1 762 168 рублей, однако для нее эта сумма казалась завышенной. Мы подали иск в суд. Он назначил оценочную экспертизу, и по итогу вышло целых 4 558 610 рубля! Мой доверитель светился от счастья»
Отдельная боль страны — долевая собственность. Именно с долями связаны многие действия мошенников. И собственникам зачастую приходится отстаивать свои законные права, чтобы в жилье не заселялись посторонние, либо, когда необходимо выселить человека, незаконно прописавшегося в квартире. При этом в любом деле ни один юрист не даст вам 100% гаранти выигрыша.
«Я еще на стадии юридической консультации своим клиентам говорю о реальной правовой перспективе их дела: как положительной, так и отрицательной. Клиенты приходят ко мне узнать правду о своей проблеме, а не для того, чтобы я надела им розовые очки. Даже если мой ответ на вопрос клиента будет не тот, которого он ожидал, может быть даже и неприятным, это будет честно. Ведь никто не хочет жить во лжи или быть обманутым».
Для вдумчивых — о наследстве
Наследственные споры — одни из самых сложных. Часто при разделе денег и имущества портятся отношения между родственниками, потенциальными наследниками.
«В жизни истории о наследстве бывают куда драматичнее, чем в книгах. Близкие люди открываются с самых неприглядных сторон. Отношения рушатся ради имущества, которое просто должно служить благу семьи. Родственники часто «бьются» за справедливость, а не материальные ценности. Например, отец завещал состояние младшему сыну, обделив старшего. Старший сын подает иск о признании завещания недействительным не из-за того, что ему хочется денег, а потому, что он нуждается в признании отца даже после его смерти»
Судебный юрист может включиться как в процесс распределения имущества, так и поработать с наследодателем при жизни. Написание завещания — один из способов сохранить мир в семье при жизни наследодателя, распорядиться имуществом правильно и избавить родных от хлопот. Завещание составляется у нотариуса и является неоспоримым, если его писал человек в здравом уме и без принуждения. Весь процесс записывается на видео, нотариус объясняет тет-а-тет наследодателю, какие правовые последствия возникают после того, как наследники вступят в наследство. Если наследодатель вызовет у нотариуса хотя бы малейшее сомнение в его адекватности, он не возьмет на себя ответственность заверить документ.
«Довольно часто приходится сталкиваться с делами, когда родные люди утратили связь друг с другом. Наступает печальное событие – смерть, а значит открытие наследства. Тем временем, срок на вступление в наследство составляет всего 6 месяцев с момента смерти наследодателя. А если связь не поддерживалась, то о факте смерти можно и не узнать, и, соответственно, пропустить этот короткий срок. Ну а дальше ситуация может развиваться по-разному: наследство получат более расторопные наследники, либо вообще все имущество отойдет государству, как выморочное. При этом закон допускает возможность восстановления пропущенного срока в судебном порядке. Такими делами мне тоже приходится заниматься. Здесь многое зависит от судейского усмотрения и от того, как данные обстоятельства будут преподнесены суду».
Родителей уже нет, и дети — не враги
— Редко человек задумывается над тем, что его дети-внуки начнут «грызться» после его смерти. И до драк дело доходит, и машины друг другу поджигают. Очень важно сделать комфортным общение наследников после открытия наследства. Ко мне иногда приходят на консультации наследодатели с очень правильными вопросами; « Как мне поступить? Подарить или завещать? А кому и что завещать?» И я помогаю задать вектор: как правильно и справедливо поступить с будущими наследниками.
История из практики. У женщины было 10 детей — все уже взрослые и успешные люди, сами стали родителями, кроме двух младших, которые всю свою жизнь прожили с этой бабушкой. Я ее убедила подарить квартиру этим двум младшим детям. После смерти бабушки один из старших и довольно обеспеченных детей все-таки попытался поделить квартиру, но его действия были напрасны. Сейчас наследники этой бабушки мне благодарны. Я ее убедила при жизни распределить наследство, чтобы у наследников сохранились родственные отношения.
О том, что она будет защищать людей, Ольга подумала еще в 7 классе: хотела защитить одноклассника, которого обижали. Однако когда окончила школу, в последний момент передумала и поступила … на «актрису» в культпросвет училище. Техника речи, культура речи, умение выдержать паузу — все это студентка освоила на «отлично» именно там. Затем поступила на юрфак в Новосибирский государственный аграрный университет и получила диплом с присужденной квалификацией юриста по специальности «Юриспруденция».
Рабочий путь начался с областной коллегии адвокатов. Некоторое время вела преподавательскую работу в ГОУ СПО «Томский лесотехнический техникум» по предметам «Основы права» и «Правовое регулирование профессиональной деятельности». Затем работала юристом и начальником юридического отдела в ряде строительных компаниях, юристом — в благотворительном фонде.
«В корпоративной работе юриста много плюсов: стабильная зарплата, красивый офис, стильный костюм, зажигательные корпоративы, грандиозные сделки и т.п. Я считала, что делаю что-то полезное и не зря ем свой хлеб. В итоге, когда мне становилось ясно, что я достигла «потолка», спокойно уходила».
Так Ольга пришла к частной юридической практике.
«Я имею право выбора: если замечу, что на консультации человек лукавит или врет — я не буду с ним продолжать работать. Ведь если обман выяснится в суде, то в первую очередь пострадает моя репутация, которой я очень дорожу. Также я не соглашаюсь работать там, где нет правового «сценария» и понятного результата. А еще, я думаю, что юрист должен быть хотя бы чуточку идеалистом, но при этом не забывать о реальности. Только так можно менять чужие жизни в лучшую сторону».
Что мотивирует и вдохновляет в работе
Ко мне очень часто обращаются мои знакомые, просто томичи по рекомендациям от клиентов, оставшихся довольными результатами моей работы. Это мотивирует меня продолжать служить этой профессии и улучшать качество жизни людей.
Профессия юриста — очень творческая. Юрист, выступающий в судебном заседании, особенно в прениях, похож на артиста, играющего перед зрителями на сцене. Я постоянно учусь, знакомлюсь с умными людьми и слушаю каждое их слово. Для меня очень важно быть уверенной в том, что мои помощь и знания востребованы людьми.
Врожденное пытливое желание во всем разобраться и разложить все по полочкам, определить цель и план действий помогают мне понять, что и как надо делать. Жизнь – лучший спонсор моих профессиональных приключений. Я благодарна ей за это!
Вот уже как год Ольга проводит правовые ликбезы для пенсионеров и инвалидов. Это очное мероприятие в форме лекций на благотворительной основе. Также в начале декабря Ольга планирует начать авторский просветительский благотворительный проект для томичей. Мобильно-выездной «Правовой ликбез» будет проходить в виде семинаров-лекций на темы прав и обязанностей граждан в наследственной, семейной, жилищной сферах. Спикерами будут практикующие юристы и психологи для обсуждения животрепещущих вопросов прав и обязанностей граждан в наследственной, семейной, жилищной сферах жизни.
Обратиться к юристу и отстаивать свои права — это естественно. Если возникла проблемная ситуация, сама себя она не решит. В этом случае всегда советуйтесь с юристом.
Обратиться за помощью в юридическое агентство «Ника» можно по адресу: г.Томск, проспект Фрунзе, 57 (цокольный этаж). На личный прием записаться необходимо заранее по телефону: 8 952 8 999 808.
А читать Ольгу и следить за новостями можно в группе https://vk.com/ur_agent_tomsk и на канале Дзен «Судебный юрист Мартынова».