Дар, аномалия или интеллектуальное расстройство? О природе дислексии ученые размышляют уже более ста лет. Самому термину около века, при этом в России такой диагноз начали ставить совсем недавно. Что за ним кроется, Tomsk.ru рассказала основатель томского центра «Читайкин» Татьяна Кириченко.
«Общество очень сильно склонно к стандартам: стандарт хорошей дошкольной подготовки, стандарт хорошего ученика. Такие дети всегда учатся на «4» и «5», с первого раза слышат учителя и сами делают домашние задания. А есть «неудобные» дети. Они никак не вписываются в эту систему. И так как именно взрослые подвержены этим стандартам, основная работа по преодолению трудностей в обучении должна быть выстроена прежде всего с родителями. Если родитель понимает, что его ребенок «неудобный», он ищет причину и пытается помочь. И школа, как правило, не является тем учреждением, где это возможно. И замечательно, если педагог ребенка увидел проблему и знает, как с ней работать, а если нет?»
По словам специалиста, часто бывает обратная ситуация. Родители считают, что ребенок очень способный, а дислексия зачастую проявляется как раз у талантливых детей. Мозг ищет возможность себя проявить, и компенсирует неспособность читать другим уникальным навыком. Ребенок может с легкостью осваивать математику, отлично рисовать. Но освоить школьную учебную программу в полном объеме самостоятельно ребенок не может.
Кстати, среди взрослого населения много примеров, когда человек с дислексией реализовывал себя в различных профессиональных сферах, став уникальным экспертом. Среди таких есть и логопеды. Их путь преодоления дислексии позволяет им понимать чувства ребенка острее, чем «стандартным» специалистам. Яркий пример тому Татьяна Гогуадзе, которая с помощью своей методики помогает детям с дислексией в Москве.
«У нас в центре тоже работает такой специалист. Логопед с удивительным оформительским и художественным талантом. Уроки проходят динамично, своя эффективная методика выработана. Исправляет и проблемы с дисграфией, и с дислексией. У нее есть набор инструментов. Важно не ставить на детях с дислексией «клеймо», им надо помогать. Иногда дислексию считают даром, так как человек начинает с большим усердием заниматься и достигает больших высот, вспомните хотя бы Альберта Эйнштейна, Стива Джобса, Билла Гейтса».
Важно донести до современного общества, что такая проблема есть, отмечает эксперт. С научной точки зрения, люди преодолевают дислексию и обладают выдающимися способностями. Они настолько приспосабливаются к жизни, что получается проявить себя звездно.
В каждом классе любой параллели школы были и есть дети с признаками дислексии. И если пустить ситуацию на самотек, то результаты будут плачевные.
«Родитель может быть уверен, что все у ребенка хорошо. И вдруг, ребенок не может самостоятельно освоить чтение, начинается конфликт. Хорошо, если педагог в школе заметил особенности ребенка, встретился с родителем, направил к специалисту. Но часто молодые учителя начальной школы просто неспособны распознавать такие звоночки, просто от отсутствия опыта. Итог: во втором классе начинаются первые оценки, это непрерывно создает ситуацию «неуспешности». И в результате, по вине взрослого (родителя и неопытного педагога) школьник испытывает сильнейшее психологическое давление в образовательной среде со стороны всего класса. Сталкивается с буллингом, его дразнят, начинаются неврозы, нет мотивации идти в школу, нет возможности учиться, если ему не помочь».
Татьяна Кириченко призывает родителей не бояться диагноза «дислексия» и оперативно обращаться за помощью к специалистам.
«В Томске есть государственная психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). Там есть логопед, психолог, невролог, психиатр. Дети проходят ряд тестов. Им говорят, есть ли проблема. Как вариант, дают справку и могут предложить специальную программу. Что это дает ребенку? Хорошо, если родители дальше «прокачиваются» в информации по решению проблемы дислексии, у них хороший контакт с учителем начальной школы, педагог дает советы и они вместе ищут способы научиться читать. Тогда будет благоприятный исход. Некоторые родители считают справку «клеймом». Это не так. Ребенку всегда по ней поставят «тройку», и он сможет перейти в следующий класс. Школьник справляется с другими предметами, читает параграфы с родителями, учит стихи на слух. Идет поиск способов преодолеть проблему. Как правило, все с почерком не гладко, надо работать с мозгом, мелкой моторикой. Если планомерно заниматься, то к девятому классу ребенок готов к ОГЭ наравне со сверстниками. Нужно направлять родителей, не пугать их, что справка из ПМПК – это диагноз, а подчеркивать, что это другие возможности. Школа закончится, проблема уйдет сама по себе. Взрослый человек будет приспосабливаться, получать информацию другими способами».
Если есть «звоночки» в школе, Татьяна Кириченко советует пойти на диагностику к нейропсихологу.
«Первым специалистом, к которому мы рекомендуем обратиться, если у родителя возникают сомнения – это нейропсихолог. Уже на диагностическом занятии специалист выявляет предрасположенность к дислексии с помощью специальных проб. Благодаря занятиям с нейропсихологом мы помогаем улучшить почерк, сделать ребенка более усидчивым, работаем над крупной и мелкой моторикой, над взаимодействием полушарий головного мозга. Параллельно с занятиями нейропсихолога дети посещают индивидуальные занятия по чтению. Длительность обучения всегда зависит от особенностей ученика. Но в рамках нашей методики у ребят всегда устойчивый результат. Часто эта работа — огромный труд. Но пройдя этот путь у детей с дислексией есть высокие шансы пережить школьные годы без глубокой психологической травмы».
Казалось бы, почему ребенок молчит и не говорит родителям о своей особенности? Потому что он сам не понимает, как должно быть.
«Слово – это набор символов. Сама по себе буква не несет за собой никакой ассоциации или картинки. А люди с дислексией, как правило, мыслят образами. Это то же самое, что заставить вас прочесть ряд иероглифов. Вы видите знак, но не понимаете его значения и смысла.
Чтение – это сложнейшая процедура: во-первых, у человека задействован орган зрения. Это одна зона мозга. Во-вторых, мы произносим вслух – это другая зона мозга. Затем соединяется первый и второй символ, и дают слог. А мы еще не дочитали и тем более не уловили смысла. Сколько ступенек надо преодолеть, чтобы прочитать одно слово?! Человек с дислексией с трудом запоминает символы и часто запоминает слова целиком, сразу соотнося их с картинкой. Сами «дислексики» рассказывают о процессе чтения так: у них переставляются местами буквы, они прыгают, становятся то мельче, то крупнее, что мешает вести по строчке взгляд. Никто не замечает, глядя со стороны на ребенка, что он испытывает трудности (хотя он может тереть глаза, уставать очень быстро). И что эта строчка «прыгает» и «путает» все буквы».
Все вышеперечисленное решаемо. Важно помнить, дислексия – это не интеллектуальное расстройство. Если неспособность чтения не является последствием заболевания (ДЦП, аутизм и пр.), то можно не узнать о его наличии до второго, и даже до четвертого класса.
Но часто дислексия сильно ломает психику ребенка. «Непохожесть» в детском коллективе ведет к буллингу, детским травмам. Что усугубляется отсутствием знаний у родителей и даже у педагогов. Надо об этом больше говорить, доносить до молодого поколения учителей, как с этим работать. Руководитель центра «Читайкин» Татьяна Кириченко видит в этом свою миссию: просвещение и помощь детям с дислексией в Томске.
«Мой призыв к родителям: давайте ребенку шанс. Ищите способы адаптации в школе, ищите иную от школы форму обучения. Томск недостаточно хорошо развит в вопросе частного или семейного обучения. Но выход всегда есть!
И не слушайте тех, кто отговаривает вас от логопеда в три года, если ребенок молчит. Не считайте школу эталоном нормы, это обманчивое заблуждение. Идите за своим ребенком. Ищите способы ему помочь. И если вы в статье узнали себя, то профессионалы нашего центра с радостью помогут вам наметить путь решения проблемы.
Центр «Читайкин» — это команда профессионалов, которые обучают чтению детей от 5,5 лет!».