Источник фото: Tomsk.ru
Интересное

Совместные роды, семейное обучение и море хобби: как эксперименты и любовь укрепляют и развивают семью Титковых

10:00 / 19.10.22
9683

Родительство — это время для экспериментов и проявления любви

Мы в социальных сетях:

Родительство — это время для экспериментов и проявления любви. Так считают в семье Титковых. Антон и Ольга воспитывают троих детей: Софии 11 лет, Эмилии 8, а Демиду 6. Антон — это папа-предприниматель, который относится с жаром к развитию своего дела, своей семьи и своих детей. А также готов к риску и экспериментам. Партнерские роды, семейное обучение и способы сделать ребенка самостоятельным — о разных проявлениях любви семья рассказала на tomsk.ru.

Папа там был к месту: о партнерских родах

Каждый из трех детей пары появился на свет в присутствии обоих родителей: Антон был на всех трех родах жены и даже удивился, когда мы сказали, что это явление не так распространено.

«В первый раз Оля меня просила присутствовать, чтобы контролировать  процесс. Есть же разные страшные истории, когда доктор спешит домой, потому что смена кончается через час, а роды только начались. Поэтому: «Давайте простимулируем, что-то сделаем» и так далее. Сомнения были, страхи, безусловно, тоже. Ты присутствуешь на родах не каждый день. И ты даже не понимаешь, что происходит. Тебе кажется, что  там что-то ужасное происходит – а на самом деле все хорошо. Или наоборот. Но в целом все проходило органично. Моя помощь не то, что потребовалась, но я был к месту там. Я рядом стоял с женой, держал ее за руку, поддерживал, помогал тужиться. Такой эмоциональный всплеск, ты даже не помнишь, что  происходило», — отметил Антон.

Первые двое родов проходили у Ольги в Северском перинатальном центре. Когда пара ждала Эмилию, вопроса, будет ли присутствовать Антон, уже не возникало: это было само собой разумеющееся. Ну а младший, Демид, появился у пары на острове Бали в Индонезии, где роды проходили не в клинике, а в домашней обстановке с участием акушерки и доулы.

«В обществе считается, что роды – это медицинская операция. На самом деле это — естественный процесс, который как-то без врачей и кучи аппаратуры происходил долгие тысячи лет. Понятно, где-то врачи просто необходимы, но точно не в 100% случаев. И совершенно нет смысла воспринимать роды как операцию. Роды — это роды».

При этом домашние роды могут быть удачными только при осмысленном подходе к ним.

«В семье должно быть полное тотальное умиротворение. Если этого нет – все будут на нервах, а это первый фактор, что что-то пойдет не так. К процессу надо подходить обдуманно, взвешенно и осторожно».

От экспериментов к принятию: как найти занятие по душе ребенку

Каждый из детей в семье Титковых занимается каким-то хобби. Старшая София — рекордсмен, с 4 лет попробовала множество занятий от музыки и робототехники до конного спорта и китайского языка. Также она очень любит читать. Младший, Демид, увлечен спортом. Средняя, Эмилия, отличается своей характерностью.

«Если ей чего-то не хочется – бесполезно заставить. В английский сад, который я когда-то организовывал, она с удовольствием ходила. А в другие садики или на музыку пытались – невозможно: час истерики, ора, слез. Да, когда выходит с занятия, все классно, но к следующему занятию повторяется. И мы поняли, что это вообще не метод, если ребенок чего-то не хочет – его не заставить. Поэтому мы расслабились на  эту тему и теперь они сами предлагают, чем им заниматься».

Родители стараются способствовать увлечениям детей: к примеру, благодаря папиной работе София с Эмилией заинтересовались робототехникой в кружках по  научно-техническому творчеству в «Школе цифровых технологий», где Антон — сооснователь компании. Там они учились паять, работать  с ручным инструментом, потому сейчас они многое любят делать своими руками. У Эмилии особенно хорошо удается лепить и писать  каллиграфическим почерком.

«Я думаю, у каждого ребенка своя индивидуальная траектория. Кто-то хочет быть спортсменом, к примеру у меня племянники хоккеисты с 4 лет. Им сейчас по 15 и от хоккея они по-прежнему получают безумное удовольствие. У нас другая ситуация: мы пробуем постепенно. Куда-то пойдем, попробовали, навык получили». 

К вопросу раннего развития Антон постепенно менял свое отношение с появлением детей.

«Когда Софийка появилась, я переживал: как так, 4 года ребенку, она читать не умеет? Мне казалось, что это как-то … не правильно. А сейчас я расслаблен на эту тему. Эмилия сама научилась писать и читать. Где-то бабушка 5 минут с ней позанималась, где-то Оля, где-то я. Кубики Зайцева были, пару раз в неделю репетитор приходит и они играли. Целенаправленно садиться и учить — не было такого.Главное – создать среду, в которой все что-то бурлит, все друг другу показывают пример».

Первый класс был очень сложный: о семейном обучении

София и Эмилия находятся на семейном обучении. По этой системе ребенок не ходит в школу, но должен быть прикреплен к какой-либо из школ дистанционно и сдавать там промежуточные аттестации.  А за образовательный процесс отвечает семья. Дочери Антона занимаются с помощью специального онлайн-сервиса, где уже прописаны программы, литература и темы, записаны видео-уроки. Родители контролируют и следят за тем, чтобы все было выполнено и сдано.

«Можно вообще без ничего: не брать программу, либо нанимать репетиторов. Я не представляю, как процесс был бы поставлен без специального сервиса. Мы не ломаем голову: по каким учебникам учиться, по какой программе. Дочки прикреплены к московской школе: когда мы 5 лет назад начали пользоваться «Интернет-уроком», только туда могли прикрепиться дети на семейном обучении со всей страны. Сейчас у них 40 частных школ в разных городах».

На такой эксперимент Антона сподвигла супруга, и в целом многие смелые идеи мужу подает Ольга. Антон признает: с семейным обучением затея поначалу его также не вдохновила. Но время мнение изменило.

«К семейному образованию у меня был скепсис: ну как, ребенок не будет ходить в школу, как он научится? Но сейчас я полностью доволен, я вижу, какие самостоятельные мои дети. Где-то переступают через себя, но это ты делаешь сам с собой. А в обычной школе есть еще 15 таких же человек, и это может синергетический эффект дать. Во многих школах (не во всех) тебе просто дают домашнее задание и спрашивают, как выполнил. Качественный процесс объяснения, воспитания – этого нет. И не потому что учитель не хочет. Просто они перегружены отчетами, регламентами, им не остается времени на нормальную работу с детьми. Поэтому семейное образование растет как грибы».

Однако и в семейном образовании есть свои минусы: родители должны быть готовыми оставаться включенными в учебу ребенка долгое время и помочь сыну или дочке сформировать самодисциплину.

«С Софией первый класс был очень сложный. Мы с ней сидели с утра до вечера делали уроки, прибегала ко мне в панике: «Папа, я ничо не понимаю!». Я говорю: ты задай вопрос, что ты не понимаешь? Прибегая ко мне с таким посылом, ты хочешь, чтобы я за тебя домашнее задание сделал. Я этого делать не буду, это твоя ответственность и тебе это надо делать. Прошел год-два и София научилась успокаиваться. А, так как Эмилия видела 3 года весь процесс, она совершенно спокойно влилась в свой первый класс. И мы просто были поражены ее тотальной самоорганизацией. Смотрю: сидит плачет над уроками, видимо, не получается что-то, или не хочет. Я говорю: дочь, передохни, сделай перерыв. «Нет, я доделаю и тогда буду».

Талант не живет без дисциплины: о принципах воспитания и совместном труде

Дисциплина формируется не только в кружках и онлайн-уроках. От работы по дому детей Антон и Оля не ограждают. Наоборот: таким образом прививают самостоятельность. Просто каждому возрасту — свои домашние дела.

«Убирать игрушки ребенок в 2 года не будет, в 4 уже за руку возьмешь, вместе сможете, потом подойдет сам. Раньше это было сопротивление, поэтому мы сделали вывод: не надо торопить события, если ребенок чего-то не приемлет. Потихоньку сам дойдет. Эмилия тоже проходила это – Софийка отдувалась за всех, а сейчас она помощница незаменимая. Готовит, убирается, полы моет, пылесосит, в полный рост по дому помогает».

Сам Антон отмечает: без собственного участия (искреннего) и примера никакого эффекта не будет. Показательной стала ситуация с Софией во время заключительного класса музыкальной школы.

«Полгода осталось. Ребенок подходит и говорит: я хочу бросить. Были ковидные времена, занятия проходили онлайн, ребенку дали ноты, она сама должна была из разучить, записать и отправить. Хотя до этого ей безумно нравилось. Мы всячески пытались договориться. В один прекрасный момент я предложил вместе какое-то произведение разучить. Я —  на гитаре, она — на клавишах. Мы поиграли менуэт Баха, и в этот момент я видел в глазах ребенка огонь. Эта совместная деятельность дала второе дыхание».


Историю семьи Титковых слушайте в подкасте: 


К музыке у Антона особое отношение. Она отчасти стала тем делом, которое показало нашему герою: дисциплина и стремление могут дать то, чего не может дать талант.

«Я не заканчивал музыкалок, но с класса 9 играл по разным рок-группам. С рождения мне не был дан талант, я не умел петь и не попадал в ноты катастрофически. Но я занимался и сейчас, услышав мелодию, могу напеть ее! 20 лет назад это было невозможно. Сейчас могу, потому что много часов потратил на эту деятельность, садился на стул, получал удовольствие, но где-то заставлял себя. Тоже про самодисциплину. Когда есть выбор талант или стремление и ответственность – конечно, второе. На длительном отрезке времени это даст эффект. Если талантом не заниматься, ничего хорошего не получится. Труд и ответственность – это то, что приведет к успеху. И у меня есть традиция  говорить каждому ребенку, что он сможет все, чего захочет. У нас фамилия Титковы, а Титковы могут все! И постоянно я говорю, что ими горжусь и восхищаюсь».


Все выпуски проекта «Связано по-томски» здесь.