Источник фото: If I do
Бизнес

«Мы не хотим становиться русской Zara»: создательница томского бренда If I do о санкциях, моде и тренде на уникальность

15:00 / 12.10.22
6083

Когда-то томичка Дарья Румбешта продала квартиру ради осуществления мечты — запуска своего бренда свадебной одежды для девушек

Мы в социальных сетях:

Когда-то томичка Дарья Румбешта продала квартиру ради осуществления мечты — запуска своего бренда свадебной одежды для девушек, которые не хотят быть как все. Минимализм, внимание к деталям, натуральные ткани — это стало основой локальной марки одежды для невест. Но сначала пандемия, а теперь и санкции заставили бизнес меняться быстрее.

Почему создательница If I do не стремится сходу завоевывать другие города, несмотря на советы друзей-предпринимателей, не хочет переходить на более дешевые китайские материалы, и как строить свое фэшн-дело в новых экономических реалиях, мы поговорили с Дашей в ее уютном шоуруме на Белинского.

Пройтись вместе по шоуруму и пообщаться с Дашей — в нашем видео: 

«Поначалу был ступор…»

Февральские события и последовавшие за ними санкции стали полной неожиданностью для всех. И пока простые люди гадали, покупать ли доллары и что будет с ценами, Дарья хваталась за голову: как теперь быть с тканями, ведь их она заказывает из Европы.

— Мы, к примеру, закупаем материалы в Италии и Франции. Один из итальянских производителей отказался поставлять нам ткани к лету, потому что мы — из России. А два других, напротив, отнеслись с большим пониманием и даже дали значительную скидку. Но безумный рост курса евро и подорожавшая логистика ее полностью «съели». И мы стали искать альтернативу в Корее, Турции и Китае.

Сегодня ткани из этих стран не уступают по качеству Италии, говорит Даша, но минимальный заказ от 1 000 метров полностью меняет концепцию бизнеса.

«Из небольшого и концептуального бренда мы вынужденно превратились бы в массовое производство, а это совершенно противоречит нашей философии», — поясняет Румбешта.

— Для сравнения: в Италии мы могли заказать 100 метров потрясающей ткани — и отшить лимитированную коллекцию. Иногда выходили микрокапсулы — когда приезжало, например, 15 метров необычного редкого шелка, и из него получалось всего три платья. В итоге мы по-прежнему заказываем ткани в Европе — нам очень повезло с итальянским байером. Он придумал, как сделать доставку в РФ дешевле, и это не всегда простой и быстрый путь, но так мы сохраняем нашу аутентичность.

В то же время последние месяцы заставили по-новому взглянуть на российских дистрибьюторов тканей, и мы стали работать с несколькими из них.

«Я готова была сама производить ткани»

В какой-то момент, признается Даша, она была готова сама заняться производством тканей. Но поняла, что это слишком сложная история.

— Это другой масштаб. Нужно организовать цех, а это вредное производство и соответствующие риски, плюс нужно нанимать серьезного технолога с образованием и опытом, что в текущих реалиях из серии фантастики — таких специалистов на рынке единицы. И без инвесторов тут никак, а я пока не готова работать с чужими деньгами. Но вообще, эта тема может выстрелить — рынок легкой промышленности в России набирает серьезные обороты.

«Цены должны быть комфортными и для тебя, и для потребителя»

Еще одна проблема — резкий взлет курса валют. И раньше закупки материалов за границей влетали в копеечку, а теперь стали в разы дороже. Но Даша не поспешила использовать это как повод повысить цены на ассортимент If I do.

— Многие в марте подняли цены на 30-40%. И позже, когда покупательская способность не упала, цены не опустили. Некоторые бренды ушли в премиум-сегмент, что логично — эта ниша освободилась с уходом крупных европейских игроков. Для меня важно оставаться в комфортной цене для потребителя. Цены мы подняли на 7-10%, и это плановое повышение.

«А потом по выручке мы обогнали 2021 год»

В первую неделю после 24 февраля продажи упали — их почти не было, вспоминает Дарья. А потом начался резкий рост.

— Люди будто замерли поначалу, а потому случился покупательский бум, продажи выросли на 40% по сравнению с 2021 годом. Мы буквально не успевали отшивать заказы. Конечно, сильно сказался уход с рынка таких гигантов, как Zara, Massimo Dutti, H&M. Хоть мы и работаем в разных ценовых нишах. Мне кажется, эта ситуация консолидировала общество вокруг российского производителя, развернула покупателей к отечественным брендам.

На замену Zara и Mango

Многие предприниматели воспользовались уходом из России множества брендов и поспешили занять опустевшую нишу, в том числе производство одежды. Дарья решила не торопиться и подошла к ситуации в своей манере.

— До февраля мы росли планомерно, в комфортном для себя графике. И не хотели ускоряться под влиянием внешних событий. Хотя все друзья из бизнеса говорили: ты что, сейчас такая классная возможность расшириться, по новой зайти на опустевший рынок, надо брать кредит, выходить на оптовые продажи! Предлагали выйти на российские шоурумы: сейчас в крупных городах множество полибрендовых магазинов. А я считаю, что зайти можно всегда. Мы не хотим становиться массовым сетевым брендом, как, скажем, Zara. Хотя есть крутейшие томские бренды, которые идут этим путем, и это меня восхищает. С точки зрения экономики и масштаба, это классная история, но наш бренд немного про другое.

Создательница If I do верит, что любое глобальное изменение — это точка роста.

«Всегда можно найти новые производства, новых поставщиков, поменять логистику. Мы маленькие, гибкие, нам меняться относительно легко», — говорит Даша.

Хотя ее коллеги по модному бизнесу приспосабливаются каждый по-своему.

«Например, недавно я получила письмо от томского бренда, который тоже шьет одежду. Они хотят закупать футер в Киргизии и предлагали нам скооперироваться, чтобы сэкономить. Это рабочая схема, просто футер мы не используем».

«Мы не про базовый гардероб»

— Думаю, мы не случайно выбрали своим направлением чувственный минимализм. Это вещи, которые легко трансформируются из повседневных в вечерние, простые на первый взгляд, но сложные за счет кроя и фактур. Возможно, мы не самый репрезентативный пример изменений покупательской способности. И пока не слишком ощутили перемены. Мне кажется, настроение покупателей ближе к зиме начнет меняться в сторону сокращения расходов. Тогда и посмотрим.

Когда-то Даша и ее бренд начинали со свадебных нарядов, а теперь акценты сместились в сторону повседневных капсул, нижнего белья, домашней одежды.

— Летом мы вели переговоры с томской фабрикой по запуску обувной линейки. Хотим выпустить небольшую коллекцию летней и демисезонной обуви, стильной и доступной. Еще планировали летом открыться в Питере, к зиме — в Новосибирске, а дальше в других сибирских городах. Но решили до октября повременить — будем смотреть на ситуацию в экономике.

Сейчас в шоуруме If I do можно найти не только одежду Дашиного бренда. Там представлены сумки российского производителя Two Eagles, а также томские бренды — Soloha.Soloha и «ЭТОМО.Е», последние делают мужскую одежду. «Будь у нас помещение побольше, я бы добавила несколько классных российских марок одежды, которые открыла для себя за последнее время», — делится предпринимательница.

«Сейчас тренд на индивидуальность»

Сегодняшние события, по мнению Дарьи Румбешта, могут стать новым ренессансом для российской модной индустрии.

— Замкнутое пространство, а мы сейчас находимся именно в нем, стимулирует к тому, чтобы развивать свою уникальность. Вообще, тренд на какой-то «изюм» начался еще до февральских событий. На фоне глобализации и развития масс-маркета выделяться стало сложнее. Плюс пандемия развернула моду в сторону ярких образов, кричащих о любви к жизни. Мне кажется, у нас расцветает модная индустрия, которая была почти полностью убита в 20 веке. Круто, что в России появляются небольшие аутентичные бренды, которые выпускают лимитированные смелые коллекции. На улицах можно увидеть интересные образы, которые хочется рассматривать. Мода и у нас становится искусством. Именно поэтому я не хочу 1 000 метров корейской ткани.