Толю и Сашу Шатура многие томичи знают как «шатурят». Эти с виду обычные мальчишки каждый день выливают на себя по ведру холодной воды. А еще они могут погрузиться в прорубь и даже поплавать в зимней Оби. Их папа, Виталий Шатура — руководитель федерации закаливания и зимнего плавания «Томские моржи». Это один из самых выносливых и холодоустойчивых мужчин во всей Сибири. И он по праву может называться супер-папой. Всего у него 5 детей. Толе 13 лет, Саше 8, а старшие уже выросли и живут своей жизнью. Как воспитывать детей личным примером, сделать их самостоятельными и при этом открытыми к миру, Виталий рассказал tomsk.ru.
От необходимости к драйву и удовольствию: о начале моржевания
Сам Виталий проводил много времени с отцом: на охоте, рыбалке. Кроме того, выбрал профессию, связанную с постоянным нахождением в дикой природе: геодезию.
«Я же не специально в холодную воду поначалу лез: вечно где-то провалишься под лед, в этих условиях я рос. В 20 лет в первый раз мы утопили вездеход до фары на границе Якутии с Чукоткой. И нужно было достать блоки. Я как самый молодой нырял, под водой искал, вытаскивал. Вода – градуса 3-4. Словил так называемую «колотушку», в первый раз, отходняк, моржи знают. За 20 лет в геодезии где только не был. И все вечно мокрый и в холоде. Потом сел в офис, одомашнился, эмоций не стало хватать, хочется экстрима. Потихоньку приобщился к моржеванию в сложный психологический период»
И именно среди моржей Виталий нашел множество позитивных, сильных единомышленников, с которыми общается сейчас: это спелеологи, парашютисты, аквалангисты, путешественники, спортсмены и просто заряженные люди.
«Приходишь – они все такие на драйве. Вода ледяная – эмоций взрыв. У меня младший ребенок в 4 года попробовал. Лезет в эту воду, весь дрожит. Выходит на снег – и голыми пяточками начинает танцевать, а не бежит в машину одеваться. До того восторг! Это же о чем-то говорит. Ребенок не играет роль – как есть – так и будет. Если ему хорошо – то хорошо. Я же вижу, что дети и физически здоровее становятся. Мы же не ходим на больничные. Когда куда-то уезжаем, мы иногда говорим: ну скажи, что заболел». В глобальном соотношении дети пропускают неделями, А мы – 2-3 дня за год.
При этом сыновья в жизни Виталия присутствуют постоянно: едут с ним на различные заплывы, экспедиции, в командировки.
«Все Томские моржи знают: Шатурята – это сила! Вот я плыву Обь – у меня километр, Толя рядом на лодке, отплыли на триста метров от берега. Что, поплывешь? Поплыву конечно! Сбросили его в зимнюю реку. Понятно: лодка, спасательный буй рядом, но все равно ребенок поплыл. Выходит как ни в чем не бывало. Я ему говорю: Толя, 300 метров! Идет гордый».
Когда холод заряжает
— Сначала лицо ополосните, потихонечку. Саш, проплыви за Толей чуть-чуть!
Томское озеро Боярское — одно из любимых мест всех местных моржей. С первым снегом здесь и семейство Шатура: мальчишки бегут окунуться первыми, после идут переодеваться и греться в машину. Папа — за ними, переплывает озеро полностью. Для самого Виталия такой заплыв — скорее разминка. В его биографии были заплывы на Байкале, в Ивановских озерах с круглогодичными ледниками и даже купание в ледяном подземном озере Хакасии на глубине 200 метров в пещере «Ящик Пандоры».
«Прям в ледяной воде купаться вредно, но могу до 40 минут в такой находиться. В мае был заплыв на Енисее «Сибирский рубикон», 280 км, полтора часа по течению. Нас была команда 8 человек, включая женщину 80 лет и параотлетку. На Диксоне были в конце августа – тоже вода 5 градусов. Карское море, я плыву, за мной — здоровый тюлень. Хотели снять, а он ныряет, не видно. Я не спортсмен, но в таких заплывах я в топе, один из самых выносливых».
Холодную воду, по словам Виталия, сами моржи приравнивают к психотерапии: многие в моржевание пришли в сложные для себя периоды и смогли найти здесь единомышленников. Кроме того, этот всплеск гормонов при погружении будит внутренние резервы организма и он начинает лучше сопротивляться физическим и психическим недугам. Однако закаляться надо с умом.
«У нас есть такое понятие – героическое моржевание. Я раньше сам его придерживался, а сейчас все-таки как руководитель федерации, подхожу с умом, изучаю. Потому что неподготовленный организм резкие нагрузки плохо выносит. Опуститься потихонечку, руки сполоснул, лицо – как адаптация. Окунулся, подышал, поплыл. Смотреть по ощущениям: кто-то любит поплавать подольше, кому-то достаточно окунуться, взрыв адреналина получить. Тем более – сколько бы ты не закаливался – каждый раз как в первый раз».
Ребята уже привыкли к такому образу жизни и идут окунаться с удовольствием. Для тренировки силы воли и профилактики выливают каждый вечер на себя по ведру холодной воды. А купаться ездят пару раз в неделю.
«Сначала приехали, папа сказал – попробуй. Ну я залез. Сначала было очень холодно, а потом как-то поперло и я начал купаться. Я красиво плавать не умею, техники нет. Но могу долго – 350 метров проплыву», — говорит Толя.
Саша поддерживает:
— Я уже 4 года погружаюсь! А Толя – 5. Я первый раз здесь же осенью окунулся, хорошо было. Плавать не умел, только в 7 лет научился.
О возможностях моржевания для детей и зимнего плавания для взрослых
Виталий отмечает: моржевание дает не только физическую выносливость. Это также о силе духа. Этот метод используется издревле: от северных народов он дошел до современных людей, и эффективность подтверждена как многочисленными исследованиями, так и примером его семьи. Начинать Виталий советует с принятия воздушных ванн, гимнастики на свежем воздухе или обливании в ванной из ведерка или тазика.
«Дети больше приспособлены, чем мы думаем. Им важен толчок первый. Ребенок, который в снегу побывал в первые секунды своей жизни – у него на всю жизнь генетическая память остается, что ничего страшного нет. Выжил в таких условиях – выживу всегда. Поэтому северные народы настолько неприхотливые к жизни. Эти навыки в ребенке остаются и в экстремальных ситуациях они проявятся и помогут».
Сейчас закаливание активно внедряют в детских садах Тюмени, исследователь Татьяна Фишер изучает этот процесс с научной точки зрения. А кроме того, зимнее плавание стало официальным видом спорта со своими порядками и правилами. И здесь бывшие профессиональные пловцы имеют новые возможности.
«Человек не стал мастером спорта в свое время, а в зимнем плавании еще успеет, потому что здесь не такие критерии скоростные и возрастные. Главное — закалка. К примеру когда мы были на Байкале, разделились на 2 группы. Такие, как мы, которые в 50 лет в размашку деревенскую плавают, эдакий сочинский брасс. А профи — у них сама эстетика плавания, красота. И тут уже ты задумываешься: оказывается, плавать-то и не умеешь. Моржи уступают пловцам. Те все-таки со временем набирают холодовку, а нам гораздо труднее учиться плавать технично. Н мы друг для друга все равно пример. У меня задумка есть научить красиво плавать и детей. А то папа – председатель Федерации зимнего плавания в Томске, а дети плавать красиво не умеет. Но он берет и плывет 200 в ледяной воде».
Папа — это же все: о роли отца в воспитании
Виталий признается: сейчас дети занимают 70% его времени. И во многом папа становится для ребенка проводником в жизнь. Это не ограничивается развитием физических навыков сыновей. Все гораздо глубже.
«Да папа — это все по сути. Своих птенцов учит всему и в жизнь выводит. Главное – ребенок должен в этот мир нести позитив и любовь, не каким-то озлобленным быть. Важно научить стрессоустойчивости, готовности ко всем ситуациям бытовым. Обслужить себя, внешний вид поддерживать – это элементарно. Я очень люблю готовить, особенно на открытом огне. Но вот эта рутина – опять что-то варить – для меня не всегда в радость. Уборка по дому – я не убираюсь. Сейчас уже дети справляются – папа следит за другими отделами в бытовой жизни».
Моржевание косвенно помогает добиваться успеха и в других сферах: Толя и Саша ходят на джиу-джитсу, тайский бокс и греко-римскую борьбу. Виталий отметил: для детей важен не только процесс, но и достижения. И сила воли здесь играет не последнюю роль.
«Младший толком ничего не умеет еще, но глаза как у льва: прет, эмоции зашкаливают. Толя — парень активный, крепкий физически. Он, может, не такой талантливый в боевых искусствах, но вот эта сила воли и сила духа помогают. Он выходит и знает, что он Обь ледяную переплывает, а тут, грубо говоря пойти подраться просто. При этом мысль не избить кого-то. Он не за деньги или медали борется, а просто ради того, чтобы быть первым, это спортивный дух. Видели когда-нибудь истерики детей, когда на ринге кому-то другому, а не ему руку подняли? А ведь он за это бился».
Историю Виталия слушайте в подкасте:
Сделал шаг — решай до конца: о личном примере и опыте преодоления
Одна история, которая произошла с Толей в 7 лет, во многом является показательной и оставила след в жизни Виталия.
«Сижу на детской площадке – задумался, настроение отвратительное, тяжелый период в жизни. Рядом — куча мамочек. Мой лазит по этой горке, краем глаза смотрю: залез на крышу горки с каким-то намерением. Внизу песок, высота метра 3. Стоит смотрит. Спрашиваю: а что дальше? Понимаю, что назад не полезет. Ну прыгай! «Как, папа? Здесь высоко!» Но ты же лез, тебе казалось, что эта высота легкая. Если ты уже сделал шаг — решай до конца. А так – будет вся жизнь в нерешительности – а может да кабы. Мамочки зароптали: мол, папа какой-то тиран. В итоге прыгнул, преодолел себя. Я говорю: закрепим! Надо прыгнуть во второй раз! Залез – уже меньше сомнений в глазах. А теперь —контрольный! И в третий раз без всяких проблем прыгнул. У него новый этап в жизни: горку эту прошел. Притом, что 90%, кто там был, меня осудили, но одна мамочка сияющими глазами смотрела. Так и в моржевании: «Как лезь в прорубь?» Ну вот так. Папа лезет и ты за мной. Понятно, какие эмоции у тебя будут через секунду, Но вот этот первый раз – страшно».
Виталий отмечает: сейчас все больше пап вовлекаются в воспитание своих детей. Главное — это понимание, что именно ты ответственен за все, что с ним будет происходить.
«Говорят: надо детям давать выбор. Но мы же их воспитывать должны. Какой фундамент я заложу – такими они и будут. Как в любом животном мире – родители выводят, чему-то учат, где-то потрепать по загривку могут. Поэтому как в моржевании, так и в любом другом направлении я как отец направляю, где-то приходится и настаивать».
Важен и личный пример. Виталий уверен: ребенок не станет выполнять указания родителя, если он сам им не следует.
«Даже я взрослый человек каждым утром перед обливанием думаю: да ну нафиг, что я вот это буду на себя лить что ли? Но я же понимаю, что поддерживаешь тонус – так поддерживай. Дети тоже обливаются раз в день перед сном — спят потом как убитые. Был случай: На соревновании был, звонит: «Папа, я проиграл первую встречу по греко-римской». Я говорю: «Папа сейчас Обь поплывет, а ты сопли распустил. Давай, хотя бы не выиграй, но борись как мужчина до конца». Он же знает – что папа не сидит где-то с кружкой пива. И тоже идет дальше».