В маленьком игрушечном мире тоже может быть место для уникальных творений и изысканных вещей. Представьте: миниатюрное бюро, сделанное в точности, как настоящее; буфет, где открываются все шкафчики; столик и стул из цельного дерева… Такие создают в Томске!
Амир Карычев — это мастер, из под рук которого выходят маленькие произведения искусства. О том, как и зачем их изготавливать, как история может помочь найти свою нишу, и почему маленькая мебель из дерева больше интересна не детям, а взрослым — читайте далее.
Как создаются шедевры
Изделия Амира можно увидеть на страничке PuppenDekor. Они поражают своей реалистичностью: каждый шкафчик маленького бюро выдвигается и открывается. Это штучный товар, созданный из разных пород дерева.
«Смысл в том, чтобы сохранить деревянную фактуру. Кроме того, выбрать безопасное и качественное покрытие: лаки на водной основе, акрил. Материал обрабатываю разный: береза потяжелее и покрепче, сосна полегче. Пока с березой больше нравится работать. А покрасить ее можно и под орех, и под тик».
В качестве вдохновения и отправной точки выступает реальный антиквариат. Его Амир ищет через Pinterest, сайтов старинной французской мебели и других открытых источников. А чертежи мастер рисует сам.
«Вот, допустим, стиль Людовика 14-го или 15-го. Это реальные антикварные вещи, которые продаются за большие деньги. К примеру, мне понравилась идея и дальше я начинаю ее развивать Смотришь на реальные изделия: габариты и размеры, как правило, есть в описании. Когда один в один начинаешь сокращать, не все получается. Надо ведь соблюсти пропорции, на бумаге расчертить, с реальной куклой примерить».
Из станков у Амира – настольная циркулярная пила с диаметром диска всего 80 миллиметров, лобзик, шлифмашинка и верстак. Остальное – ручной инструмент. С помощью этих средств, к примеру, бюро мастер изготавливает за 2-3 недели.
От радиофизики и рекламы к деревянной мебели для кукол
Амир учился в ТГУ на радиофизическом факультете и хорошо знал немецкий язык со школы. При этом радиофизиком наш герой не стал: в конце 90-х он прошел стажировку в Германии, затем еще одну через Carl Duisberg Gesellschaft. Занимался маркетингом, продвижением товаров. Но со временем вернулся в Россию, волей судьбы начал работу с немецким концерном Weinig по производству деревообрабатывающего оборудования. И уже 20 лет сотрудничает с ними.
«Сейчас я просто обслуживаю станки, которые мы и раньше ставили. Обращаются, все-таки 18 лет опыт. В станках разбираемся, знаем какие запчасти поставить, как инструмент подобрать. А когда из-за ковидных ограничений рынок фактически встал, надо было придумать что-то новое».
Именно из-за этого стремления родился интерес к деревянным изделиям. Создавать что-то руками Амир любил с детства, а два года назад решил устроить себе подарок на День рождения и купил немецкий электролобзик. Работа пошла.
«Первым я сделал небольшое такое панно из ДВП. Делал разные вещи на Хэллоуин, Адвент календарь для детей. Внучке знакомого сделал домик, в который можно поместить гирлянду. Когда ставишь ее на Новый год возле елки, смотрится изумительно. Друг попросил еще представить этот дом в виде сказки для внучки: как будто конструкцию создавали миньоны. Я сделал фото и в виде комиксов, на флешке это оформил. Как потом он мне сказал, внучка была в восторге».
А вот к деревянной мебели Амир подошел только в прошлом году: супруга попросила создать что-то небольшое и интерьерное для кукол. Амир сделал небольшое бюро, причем идентичное настоящему антиквариату.
Часть — коллекционерам, часть — в массы: кому интересны такие изделия?
Мебель, которую делает Амир, нельзя представить на полке в обычном магазине: это штучный товар мелкосерийного производства. Подобные мастер может изготовить на заказ. Он отметил: такую мебель покупают не для детских игр. Она интересна взрослым коллекционерам, а также создателям проектов интерьеров.
«Вы даже себе представить не можете, какая большая армия коллекционеров есть в мире. Те же кастомные куклы могут стоить от 5 до 150 000 рублей. Соответственно, людям, которые их покупают, интересно подобрать для них соответствующий интерьер и антураж. Есть пластиковые вещи, есть из фанеры. Но это дешевое производство с лазерной резкой, простая штамповка. Я все же стараюсь делать с душой, чтобы изделия не выделяли вредных веществ, это актуально для коллекционеров».
Однако и производство массовых изделий для Амира не чуждо. К нему он привлекает в качестве творчества даже своих детей. К примеру, вместе они создали гирлянду к Хеллоуину. Амир изготовил деревянную основу, с сыном разработал концепцию, а дочь придумала дизайн и расцветку. В наборах ко Дню всех святых — по 7 деревянных фигурок, которые можно использовать на свое усмотрение. Подобные Амир хочет сделать и на новогоднюю тематику.
«С женой походили по магазинам и кроме одной майки с тыквой не увидели вообще ничего к Хеллоуину. Если в интернете поискать – там какие-то бумажные, иногда пластиковые вещи. На зарубежных сайтах эта тематика гораздо шире. У нас ее просто нет, хотя люди интересуются. Поэтому решили закинуть такую идею. Возможно, это будет наша ниша, как минимум — в Томске».
Когда история может определить судьбу
История семьи Карычевых накрепко связана с Томском, и Амир охотно занимается ее изучением. Сам он родился в деревянном доме, который построил его прапрадед в Заисточье рядом с Красной мечетью. Родственники Амира при этом были не татарами, а бухарцами. Записи об этом этносе исчезли в 30-х годах после переписи населения.
«Исторически же бухарцы – это торговые люди, выходцы из Бухары, люди с образованием мекки и медины. Эти купцы имели значительные льготы от царского правительства, поэтому за бухарцев пытались выдавать себя многие. Даже у меня остались квитанции о подати, но они были до 10 раз меньше, чем платили обыкновенные купцы. Зачем это было русскому правительству – очевидно: купцы налаживали торговые, экономические, дипломатические связи и способствовали развитию империи. Подати прапрадед платил именно в Саусканские юрты. Один из Карычевых, из Иркутска, кучу денег пожертвовал в Саускан на строительство мечетей и медресе», — рассказывает Амир.
До революции Карычевы не уехали из Томска, как другие состоятельные семьи купцов, так как здесь процветало их дело: работала лавка чая, был бизнес по выращиванию жеребцов для ипподромов и состоятельных томичей. Перед революцией прапрадед ушел из жизни, а его молодой сын, вложивший все деньги в дом, остался здесь с семьей.
Кстати, на строительство Томской мечети прапрадед Амира пожертвовал камень, который планировался на закладку фундамента дома. И именно это стало той счастливой и роковой случайностью, по которой семья осталась здесь жить: в период революции были национализированы все строения с каменным фундаментом. А вот деревянный дом на углу внимания новых властей не привлек. Так он стал передаваться от отца к сыну.
«Даже есть воспоминание, что прадед отгонял со своими детьми старшими льдины в половодье от дома баграми, потому что там как раз все это протекало. Уже потом дамбу построили, и затапливать более-менее прекратило».
Дом дожил до сегодняшних дней, пусть и не в лучшем состоянии. При этом он вошел в цикл фотографий «Деревянная архитектура Томска», выпущенный в 70-х годах.