Чтобы снять документальный фильм, не обязателен огромный бюджет и большая команда. Герой нашего проекта, режиссер Виктор Демченко, создает такое кино в одиночку: он и монтажер, и оператор, и постановщик, и интервьюер. А снимает он о том, что близко: о томской деревне.
Героями фильмов Виктора становятся обычные люди, о которых никто больше не расскажет. Однако режиссер от них узнает такие истории, которые побуждают его вновь брать камеру в руки и выезжать на съемки в поисках новых героев и деревень. Как быть сибирским режиссером, как создать документалку, имея только камеру в руке, и в чем изюминка Петухова или Новой Ювалы?
Идти наугад: как преподаватель ИЗО начал снимать фильмы
По профессии Виктор — преподаватель изобразительного искусства ДШИ Томской школы № 40, а съемками начал увлекаться год назад. Идея зрела давно, в свое время Виктор даже обзавелся подержанной аппаратурой, чтобы однажды пустить ее в ход.
Режиссерского образования у Виктора нет: все тонкости постигал по книгам. К тому же очень помогло художественно-педагогическое образование.
«Чтобы быть режиссером, нужно уметь видеть кадр, композицию. А здесь что кадр из фильма, что нарисованная картина — либо есть это видение, либо нет. О драматургии телевидения читал умные книги в большом количестве сам. Мне было интересно, скачивал литературу, по которой во ВГИКе готовят режиссеров: драматургия, режиссура кино, ТВ, как репортаж нужно снимать, в какой последовательности его строить, чтобы было интересно досмотреть до конца. Благо все в открытом доступе».
До документального кино наш герой подрабатывал съемками свадеб, однако к первому проекту готовился несколько лет. Писал сценарии, продумывал идеи, но как-то не складывалось. И однажды, в феврале в воскресенье просто взял камеру со штативом и пошел снимать в Зональную станцию. Хотел показать жизнь поселка, а в итоге познакомился с настоятелем местного храма и значительную часть фильма уделил ему и его истории.
«Часто просто кто ко мне интерес проявляет — я с ними знакомлюсь. В последнем фильме много интервью так снял. Поначалу было страшно к кому-то подойти, что-то рассказать о себе. Чем больше это делаешь, тем больше понимаешь: для фильма это нужно, и ты уже просто идешь на контакт со всеми. Как-то снимал комбайны: в одном хозяйстве меня пустили внутрь, а в другом отказали. Всегда идешь наугад, по телефону ни с кем не договоришься. Особенно люди, которые живут далеко от тебя — к ним проще приехать».
Иногда бывает ощущение, что здесь нечего ловить… но тут появляется герой
Работы Виктора можно увидеть на канале «Сибирская летопись» в Youtube. Это 30-минутные фильмы о людях, Сибири и России. И трогает именно эта неуловимая красота, которую автору удается увидеть и передать. Порой это непримечательные детали: забор, крыша, свет. А порой действительно сильные истории жизни.
«Я приезжаю в деревню, смотрю, что здесь можно поснимать. Иногда бывает ощущение, что здесь нечего ловить. Дома заросшие, думаешь, что уже уехать нужно. Но потом появляется какой-то герой, он сам к тебе приходит, и начинается вот этот клубок наматываться историй. Знакомишься с человеком, через него узнаешь еще какую-то историю и влюбляешься в это место».
Например, фильмы про Петухово и Зональную станцию Виктор снимал параллельно. Отложить съемки было нельзя: в Петухово уходил снег.
«С женой ехали на машине в один прекрасный день и по трассе решили добраться до Петухова. Мы не знали даже, что там деревня есть. И когда на пригорок выехали, увидели кедры, храм, это меня впечатлило. Был апрель, снег начал таять, были проталины. И я понял: сейчас нужно снимать, вот сейчас. Летом почему-то не хотелось, было ощущение, что надо снять природу, грязь может какую-то, показать то, что я увидел».
Буквально на следующей неделе режиссер поехал снимать в Петухово, проводил там ежедневно по несколько часов. Как только получил кадры природы — переключился на людей и начал брать интервью. Работу уже можно увидеть на канале и в группе Виктора в ВК. Также сейчас у нашего героя снят фильм в Новой Ювале, ожидать нового творения можно уже зимой.
А про нее в интернете — ничего, кроме того, что она глава поселения: об историях людей
Виктор отметил: снять фильм можно про любую деревню. Даже о той (особенно о той), о которой практически ничего не написано в интернете. Нужно выезжать и общаться в полях с людьми, как вышло и в Старой Ювале.
«Я туда приехал и не понимал, что снимать. У меня были идеи — думал, что сниму одно. По приезду выяснилось, что то, что я хотел снять, уже не актуально, это уже закрылось. В интернете информации нет, а у людей. начинаешь спрашивать — эта фирма закрылась. И думаешь: что снимать?».
Уже уезжая из села, Виктор увидел кадр, который не смог пропустить: табун лошадей на закате. Развернулся, подъехал на место — но коней уже не было. В поисках этой красоты Виктор нагнал их уже у леса.
«Быстро камеру достаю со штативом, включаю, начинаю делать кадры. И в этот момент вижу, как от деревни Елгай (она недалеко) едет квадроцикл в золотистом свете, на нем женщина. И она едет в мою сторону. Я не знаю, кто это. Стою снимаю. Она все ближе, подъезжает такая героиня из русских селений, мы с ней начинаем общаться. Выясняется, что этот человек, который гнал коров на квадроцикле — председатель Ювалинского сельского поселения. И он заинтересован, чтобы мы сняли фильм об этих селах. Человек, который безумно любит свой край, знает его историю. как никто другой. Мне в местном доме культуры не смогли рассказать местные краеведы так, как рассказала она. А про нее в интернете нет ничего кроме того, что она глава поселения. Вот он герой нашего дня, который за свою землю стоит горой, не уехал в город куда-то, а остался там, делает жизнь людей лучше, ее все любят».
Героями фильмов «Сибирской летописи» становятся простые работяги: комбайнер, который однажды пропустил посевную, бывшая архитектор, создающая бетонные скульптуры и украсившая ими свой дом. Часто такие истории просто не ожидаешь увидеть в фильме про томскую глубинку. Однако в этом их прелесть … и интерес со стороны зрителя не заставил ждать.
В деревне не пьют: ты просто не выживешь
Благодаря своим фильмам Виктор и сам увидел, что многое о жизни в деревне — это выдуманный миф. К примеру, что деревни — неопрятные и пьющие. А такие стереотипы часто всплывают в комментариях к фильмам. При этом деревни сохраняют ту самобытность, которой в городе Виктор не находит. В том, как люди заботятся о своих домах и участках, наш герой видит любовь к своей земле.
«Комментарии были очень разные. Некоторые действительно поражают. Многие видят там грязь и говорят: в деревне грязь, в деревне не пройти, вы идеализируете, там все пьют. Но в Петухово ни одного человека я не видел, который был бы чем-то не занят. Живя в деревне, пить и не заниматься делом невозможно: не выживешь, пропадешь от голода. Да, бывают деревни умирающие, когда видно, что уезжают люди. Но уезжают не потому что спиваются, а потому что деревня часто вдали от центральных магистралей, люди стараются поближе к райцентру уехать».
Именно в литературе Виктор почерпнул важную для себя мысль: если твой фильм посмотрит хотя бы один человек и если ему это понравится, значит, все было не зря. Кстати, если первые 2 работы Виктора получили по 1000 просмотров, то фильм о Петухово — больше 50 тысяч. Сам герой отметил, что снимал не для коммерческого успеха, поэтому такой ажиотаж оказался приятной неожиданностью.
«Если хочешь быть режиссером, я думаю, просто нужно начать работать. Возьми ты камеру и иди делай что-то. Сначала, конечно, не получится, критика какая-то будет, и ты сам через какое-то время поймешь, что что-то сделал не так. Читайте книги, что предлагают студентам, которые учатся на режиссуру. Да, преподаватели тоже важны, но важнее желание. И у меня было ( и есть) желание выучиться на режиссера. Но когда тебе 30 лет и много других обязанностей в жизни стало — семья, работа — в очном обучении не вижу смысла».
Виктор мечтает снять в будущем художественный фильм, постановку, возможно, драму или трагикомедию о проблемах молодежи (сказалась работа в школе). Но для этого нужно собирать команду. А пока на горизонте еще очень много не открытых для кинематографа деревень.