Источник фото: Tomsk.ru
Авторские материалы

«Тут можно вместе с сапогами утонуть»: как жители томской деревни годами бьются за нормальную дорогу

10:30 / 15.09.22
3895

Пообщались с людьми и оценили масштабы проблемы

Мы в социальных сетях:

В начале сентября телеграм-канал «Милый Томск» опубликовал письмо директора Поросинской школы. В нем Владимир Чириков уведомляет районное управление образования, что автобус больше не будет доставлять в школу детей из соседней деревни Коломино.

Как выяснилось, после сентябрьских дождей дети в деревне остаются без школьного автобуса как минимум второй год подряд. Из-за разбитого участка в деревне периодически застревают мусоровозы, а таксисты просто не берут заказы. Мы съездили в Коломино, чтобы узнать, как жители несколько лет борются за нормальную дорогу, и кто должен ее ремонтировать.

«Эту дорогу топит уже 30 лет»  

В Коломине нет ни медпункта, ни школы, ни библиотеки — все это расположено в соседней деревне Поросино в трех километрах пути. Есть только один небольшой магазин, в который однажды из-за разбитой дороги месяц отказывались привозить хлеб.

Трехсотметровый проблемный участок дороги находится прямо на въезде в деревню. С каждым годом ситуация там только ухудшается — в том числе из-за тяжелой техники «Томскводоканала», который использует дорогу для подъезда к водозабору. Собственно, на некоторых картах она так и обозначена — «Водоканальная дорога».

«Этот участок дороги затапливает во время дождей уже на протяжении 30 лет. Проехать невозможно, дети не могут пройти в школу — тут такие глубокие лужи, что можно вместе с сапогами утонуть. Так что большая часть детей сейчас в школу не ходит», — рассказывает жительница Коломина Светлана Осипова.

По словам главы Томского района Александра Терещенко, власти уже несколько раз просили мэрию Томска, на балансе которой находится дорога, привести ее в нормальное состояние. Никаких работ там в итоге не провели, и перед началом учебного года ГИБДД не выдало разрешение на перевозку по ней школьников.

В городской администрации отмечают, что транспортная доступность должна обеспечиваться не технологическим проездом к водозабору, а полноценной районной дорогой, которую должны содержать местные власти. По словам вице-мэра по благоустройству Вячеслава Черноуса, город сейчас ведет переговоры о передаче этого участка дороги на баланс Томского района.

Последние три-четыре года жители деревни стараются латать дорогу своими силами. Закупают битый кирпич и гравий, чтобы засыпать ямы, переживая, не накажут ли их за самоуправство — такие прецеденты в России уже были.

Коломинцы обращались, кажется, во все существующие инстанции: в прокуратуру, мэрию Томска, областную, районную администрации и к властям Зоркальцевского поселения, куда входит деревня. В этом году посмотреть на разбитую дорогу приезжали из прокуратуры, ГИБДД и областного департамента транспорта.

Обращения пишут даже ресурсники: в 2020 году «Томскводоканал» попросил прокуратуру обязать власти Томска содержать принадлежащую им дорогу. В организации пожаловались, что вынуждены тратить деньги на содержание дороги, которую даже не арендуют у города, — чтобы обслуживать свой водозабор.

«Сюда даже таксисты ехать не хотят»  

Страдают из-за разбитой дороги не только школьники, а все жители деревни, у которых нет своей машины. Чтобы поехать в медпункт или, например, за пенсией (ее тоже выдают в Поросино), нужно каждый раз заказывать такси — пройти между деревнями пешком невозможно. Но далеко не все водители соглашаются на поездку по таким ямам.

«Мои родители в поликлинику не имеют возможности выбраться — дороги нет, даже таксисты за деньги ехать не хотят. Почему где-то в Александровском районе по просьбе одного жителя подлатали быстренько асфальт, а мы больше 11 лет ни до кого достучаться не можем?», — возмущается местная жительница Юлия Лушникова.

Весной, когда тает снег, на подъезде к Коломину застревают и крупные машины: в этом году из ямы вытаскивали мусоровоз. В итоге он просто перестал заезжать в деревню, пока дорога не высохла.

Объездной путь здесь есть, правда, чтобы добраться по нему до Поросина, придется сделать 50-километровый крюк. Так что им пользуются только когда затапливает мост через реку Порос между двумя деревнями, и не помогает даже наличие своего авто.

Кстати, автобусного сообщения здесь тоже нет — до остановки нужно пройти больше километра до соседней деревни. В прошлом году областной департамент транспорта сообщил, что дорога от Коломина до Поросина не соответствует требованиям для запуска автобусного маршрута. Среди причин было названо в том числе отсутствие тротуаров и освещения.

Глава Томского района рассказал, что 5 сентября мэрия Томска пообещала в кратчайшие сроки отсыпать и разровнять дорогу. Чтобы до этого времени жители деревни не оставались без проезда, мэрия Томска выделила средства на грейдирование и отведение воды. Регион решает вопрос по финансированию подсыпки инертными материалами.

Так дорога выглядит после грейдирования

При этом коломинцы утверждают, что грейдер нанял один из жителей деревни. По их словам, он только разровнял кучу строительного мусора, лежавшего на обочине, и состояние дороги заметно не улучшилось.