Что вы представляете при слове «парфюмер»? Возможно, Францию, маленькую лавочку со всевозможными флаконами, в ней пахнет так, что от обилия ароматов можно потерять сознание. Нарисуем другую картинку: обычная кухня, где сейчас застывают карамельные свечи, рядом — комната с баночками эфирных масел, воска, а в прихожей — шкафчик, где ровными рядами стоят готовые духи. Это мир Кати Сайнаковой. Она создала в Томске маленький парфюмерный бренд, у которого есть поклонники по всей России.
Хотела стать дизайнером, но поняла, что не готова уделять этому все свое время
Катя никогда не думала, что парфюмерия станет ее профессией и основным источником дохода. С 10 лет девочка хотела стать дизайнером интерьеров и даже обучалась этому в вузе. До последнего года учебы думала, что будет работать по профессии, однако жизнь повернулась иначе.
«Последний год обучения показал, что это не то, чему я готова посвящать все свое время и вставать ради этого по утрам. Я искала работу, устроилась продавцом в шоурум и получала тысяч по 10 в месяц. Этих денег хватало на себя с горем пополам. Однажды мне нужно было сделать дорогому человеку подарок. Я захотела подарить массажную свечу, посмотрела, сколько они стоят… Поняла, что это вообще мне было не по карману и решила сделать сама. Потом, когда рассказала подругам, они просили сделать такие им, и я потихоньку стала этим заниматься в рамках хобби. Чем больше занималась, тем больше понимала, насколько мне это интересно. В итоге обучилась свечеварению».
Параллельно с мечтами о том, чтобы стать дизайнером, также в 10 лет у Кати появился и интерес к ароматам, разным эфирным маслам и парфюму. Девочка зачитывалась книгами и статьями на эту тему, покупала маленькие флакончики с маслами и смешивала их в арома-лампе. И именно тогда поняла, что запах — это одна из важных частей жизни любого человека.
«Мы можем закрыть глаза и не смотреть, закрыть уши и не слышать, но чтобы не почувствовать аромат — нам нужно перестать дышать. Это меня очень впечатлило. Я изучала, как масла влияют на состояние человека, казалось, что это похоже на волшебство. Я мечтала, что, когда вырасту, у меня будет очень много денег и я обязательно куплю все духи, которые мне нравятся. Вышло так, что я делаю духи сама. Мечта сбылась немного иначе».
От свечеварению к парфюмерии девушка перешла не сразу: сначала изготавливала простые массажные свечи, затем начала добавлять в них эфирные масла. А спустя какое-то время решилась сделать свои первые духи. Это были три аромата, которые до сих пор находятся в коллекции ее бренда.
О необычных ароматах и парфюмерных секретах
Как отметила Катя, аромат — это только 2% восприятия мира, при этом он быстрее всего доходит до мозга, и каждый ощущает его по-разному. Есть базовые вещи, которые одинаково влияют на большинство людей. Например, запах свежеиспеченного хлеба успокаивает, и это — лучшее лекарство от стресса. Запах кофе бодрит, но забивает обонятельные рецепторы, поэтому стаканчики с зернами в парфюмерных магазинах скорее украшение, чем необходимость. А вот цветочные композиции ощущаются очень индивидуально.
«Для кого-то аромат жасмина и орхидеи кажется очень притягательным и сексуальным, а для кого-то этим ароматом всегда пахла бабушка. И ассоциации совсем другие. У меня есть аромат-загадка, который остался только в моей памяти. Я почувствовала его от какой-то мимо проходящей женщины. И до сих пор не могу понять, что это было и как это смешать. Я просто помню, насколько он был приятным».
Себя Катя называет «парфюмерным маньяком»: интересуется всеми новинками, трендами, постоянно посещает парфюмерные магазины и любит разные бренды: от масс-маркета до авторской и нишевой парфюмерии.
«На самом деле намного сложнее производить парфюм для масс-маркета, чем для ниши. Ниша больше про искусство, чем про бизнес. Она может себе позволить сделать что-то сложное, например, аромат деревянной двери сырого подвала. И профессионалы скажут «Вау». В масс-маркете у брендов нет права на ошибку, и поэтому я уважаю парфюмеров, которые работают в этом сегменте».
Сама Катя при выпуске аромата опирается, в первую очередь, на то, чтобы запах нравился, а не на то, будет он продаваться или нет.
«Был один аромат, который (я была уверена) не будет продаваться. Это аромат ладана, лилии и гвоздики. Для большинства людей он пахнет похоронным бюро. Чем-то, что не может быть надето молодой девушкой. Но мне показалось, что это так красиво! И я решила — пусть будет. Да, он не продается, но мне нравится, что он у меня есть».
Однако во многом от ванильно-карамельных ароматов покупатель уже устал. И многие ароматы, которые на первый взгляд кажутся специфическими, находят своего покупателя.
«Иногда я думаю о своих покупательницах чуть хуже, а они оказываются понимающими и очень глубоко чувствующими. Есть у меня аромат в коллекции — табак-ром. И это очень тяжелый аромат, сложный. Но есть девушки, которые не представляют свою жизнь без этого аромата. И я изначально думала, что этот аромат 100% продаваться не будет».
Часть покупательниц думали, что я реализую продукцию из Петербурга
В основном духи и свечи Екатерины покупают жители Томска. Но у нее также много покупателей по всей стране — в Москве, Петербурге, на Алтае, в Дагестане и Владивостоке. Также продукцию закупают магазины (в том числе крупные) из разных городов.
«Это распространенное заблуждение, что парфюмеры живут только в крупных городах. Недавно выяснила, что некоторые мои покупательницы думали, что я реализую парфюмерию, которая производится в Питере. Потому что у многих есть заблуждение, что все классное и интересное появляется в крупных городах. Конечно, в Сибири есть небольшие сложности с доставкой материалов, но в производстве нет никакой разницы».
Мечты масштабироваться и строить производственные линии, чтобы выпускать сотни литров духов, у Кати нет. Наоборот: именно такой уют производства ароматов ее привлекает. Так, девушка знает своих покупателей в лицо: предпочитает лично доставлять духи по Томску, чтобы пообщаться, получить обратную связь. Также девушки приходят к ней домой, чтобы подобрать аромат. Это как новички, которые знакомятся с парфюмерией, так и искушенные любители интересных запахов.
«Особо масштабироваться не хочу, хотя есть возможность и ресурс производить больше, чем я делаю сейчас. В день могу заливать хоть 100 свечей. Я хочу оставить этот бренд в формате, в котором он есть сейчас: что-то маленькое, уютное, когда каждая клиентка знает меня в лицо, и я каждую знаю. Мы можем болтать, когда я привожу заказы домой, когда они приходят на ярмарки. Я помню, какие духи они любят, что покупают. И мне хочется не потерять этот дружеский контакт с покупательницами».
Из Томска Катя уезжать не планирует. Хотела бы здесь открыть маленькую мастерскую, где будет производить духи и общаться с покупательницами. Но есть мечта создать нечто более глобальное: арома-пространство, которое будет работать не только как магазин, но и как площадка для общения любителей духов, для просмотра фильмов, проведения лекций и мастер-классов по парфюмерии.
«Томск я люблю всей душой и здесь для меня есть множество возможностей. Многие наши сограждане считают, что это — провинция, из которой нужно ехать в Питер или Москву. У меня тоже была такая возможность: в Петербурге искали свечевара-универсала, и это можно бы было совместить со своим бизнесом. Но в крупных городах твой бренд — один из множества подобных, даже если он невероятный. А в Томске очень мало качественных парфюмерных брендов, есть люди, которые мне доверяют и покупают только у меня. Я бы хотела создать такое место, куда можно будет прийти на кофе, купить мои духи, почитать книжки по парфюмерии, где я смогу рассказывать об истории парфюмерии и разных брендов, проводить тематические встречи. Пока в нашем городе нет человека, который мог бы это адекватно организовать. И в целом я понимаю, как выстроить модель работы этого пространства. Ресурсов еще не хватает, но мечта есть, и поэтому мне кажется, что в Томске мне не станет тесно еще очень долго».