Татьяну Пономаренко можно увидеть на улице Томска в таком платье, которые носили еще наши давние предки. При этом без специальных атрибутов (украшений или косынки) вы даже не заподозрите, что такое платье скроено в русских народных традициях. Татьяна Пономаренко (кто-то знает ее под именем Татьяна Ладога) создает народный костюм, проводит вечёрки, фестивали народной культуры. А еще она мама четверых детей. О том, как сделать симбиоз современности и традиций, почему народный крой находит все больше поклонников и о том, кто хранит и изучает народную культуру в Томске – в нашем материале.
Современный крой – это стилизация. А мне хотелось аутентичности
Народная культура увлекла Татьяну со студенчества: девушка обучалась на психолога и арт-терапевта и в какой-то момент заинтересовалась русскими традициями, обычаями. К тому же рукодельничать любила с детства, что стало большим подспорьем.
«Я нашла свою арт-терапию как раз в народной традиции: шитье и вышивке, песнях и хороводах. На заказ, конечно, руками я не шью, но для себя бывает создаю вещи вручную и вышиваю рубахи. А песни и хороводы — просто шикарный инструмент отладки своего состояния».
Когда интерес коснулся русского народного костюма, девушка начала изучать тонкости его пошива и поняла: это — то, что нужно. Составлять выкройки для нее удовольствия никогда не приносило, в современном крое они нужны практически повсеместно. А вот в народном можно кроить прямо по ткани.
«Когда наткнулась на народный костюм, мне захотелось даже на вечёрки что-то сшить себе. В современном крое какие-то вытачки, кокетки, и когда подобным методом делают традиционный костюм – он получается стилизованным. А мне хотелось чего-то аутентичного: рубаху, сарафан. Я начала разбираться и познакомилась с народным кроем. Он меня настолько поразил и увлек, что уже 6 лет я этим занимаюсь и не могу оторваться».
Именно из увлечения народным кроем родилось детище Татьяны: мастерская «Красная ленточка». В ее концепции девушке удалось совместить народный крой и шитье без выкроек. Здесь шьют как сценические образы, так и обычные повседневные платья в народном стиле и даже костюмы по музейным образцам.
«Я сама начала шить – и после меня начали спрашивать те же девушки, которые со мной ходили на вечёрки: а мне сшей! Так давайте вместе сошьем. Так и началось это движение. Конкретно моя концепция в том, чтобы на основе народного кроя и образа создать современную одежду, которую можно носить в городе и не казаться белой вороной, человеком из другого времени. Моя задумка в том, чтобы народный крой привнести в современный мир и не зацикливаться только на образе традиционного костюма».
Почему оверсайз – это современная рубаха
Татьяна объясняет: народный крой с одной стороны – один из самых простых. Одежда кроится из треугольников и прямоугольников. При этом в русском народном костюме есть 5 видов основных рубах, которые были длинными и одевались под сарафан или юбку. И если такую рубаху сшить из современных тканей – от обычного платья ее почти не отличишь.
«Сейчас моден оверсайз. Вот народная одежда – это оверсайз. В молодости шилась рубаха, которую ты могла до старости носить. Женщина беременеет, рожает, полнеет, худеет – и эта рубаха ей всегда подходила».
Однако любой человек, увлеченный народным костюмом, может распознать, верно ли скроен и сшит наряд по маленьким внешне незаметным деталям. Например, по-особому закрытый шов. Ластовица, или вставка под мышкой, сразу не видна, но практична и удобна. А главное – придумана нашими предками. При этом сама Татьяна разбавляет скроенные и сшитые по-народному платья современными элементами: отрезной юбкой или рюшами. А еще обожает рассматривать народные костюмы до последнего шовчика в музеях.
«Крой очень простой, но настолько мудр и эффектные вещи получаются, что мне захотелось сшить что-то, что можно носить просто в современном мире, причем нечто льняное, из натуральных тканей. Я сшила себе рубаху и сарафан для вечерок и мероприятий и надеваю их два раза в месяц. А обычную синтетику из магазина уже не хотелось носить, поэтому и сшила себе несколько платьев на повседневку изо льна и по народному крою. Но и от обычной одежды я не отказываюсь, хоть в магазинах и стала очень придирчивой: после льна синтетику вообще носить не охота».
О вечёрках и фестивалях: нужны ли традиции сейчас
Татьяна считается в Томске одним из основоположников целого движения, которое изучает народную культуру, а также активно ее практикует. Например, вечёрки – это хороводно-песенные собрания, участникам которых интересна эта часть народной культуры. Здесь и ремесла, и песенная, и танцевальная традиция, и философия. Одно дело прочитать про хоровод, а другое – закружиться в нем, играя пестрыми юбками и рубахами.
Татьяна признает: спрос на народную одежду и интерес к народной культуре у людей постепенно возвращается: это заметно на фестивалях, по росту количества заказчиков льняных платьев и по растущей популярности мастер-классов.
«Я шью не в больших масштабах, у меня ведь 4 маленьких ребенка. И бывает – что-то сошью, хочется что-то показать, но оно практически сразу находит хозяйку. Я со своими платьями участвовала в нескольких показах. И бывает, я приезжаю на фестиваль без моделей, одна с нарядами. И организаторы из посетителей фестиваля предлагают кому-то побыть моделями моими. И всегда один и тот же отзыв – девчонки в восторге, некоторые платья забирают после показа. Нравятся они женщинам разного возраста: и молодым, и постарше. Есть одна клиентка, которая пришла сшить мужу рубаху на свадьбу. В итоге мы сшили и ей свадебный наряд, а после она захотела в таком ключе еще несколько платьев».
Однако пока народный крой и платья изо льна не приобретают массовой популярности. Дело в высокой стоимости ткани. А на традиционные платья ( в отличие от современных) может потребоваться до 3,5 метров материала.
«Один из девизов моей мастерской: у каждой девушки должно быть льняное платье. Мы этого достойны, как в рекламе. Но в этом плане в массовость очень сложно идти. Я придумываю все сама, но физически, скажем, коллекцию, отшить не смогу. Если нанимать швею, ценник получится в 2 раза выше. Поэтому даже те, кто уже в этой нише трудятся, часто делают народный с виду костюм, но не соблюдая важные детали. Выворачиваешь наизнанку – а там оверлок вместо закрытого шва».
«Я как баба на чайник!» Об отношении к народному крою
Сейчас девушка в длинном льняном платье может даже не вызвать у окружающих никакой реакции. Однако 4 года назад, когда Татьяна только начинала развивать свое направление в Томске, все было по-другому.
«Еще несколько лет назад, когда я выходила в длинном платье в магазин, были такие случаи, что мужчины спрашивали: «А почему вы в длинном и улыбаетесь? Вы что, из секты?» Сейчас я никакого особенного внимания на себя не собираю. Если атрибуты есть (украшения, платок) – рассматривают. Некоторые спрашивают, из какого я ансамбля, где сегодня концерт. Иногда реакции никакой не бывает, если на мне просто льняное платье. Может, в моду вошло длинное, поэтому мы не выделяемся».
Привыкнуть к народному крою необходимо не только окружающим, но и тем, кто впервые надевает такого рода костюм.
«Девушкам, которые в первый раз надевают что-то народное, непривычен свой собственный вид. Даже те, кто на вечёрки ходят, надевают костюм и говорят: «Я баба на чайник!» Это некий психологический момент – мы привыкли к другому виду женского платья. В целом за много лет я уже прикипела к длинным юбкам и платьям, укороченные модели тоже шью на основе народного кроя».
Изучать народную культуру не только интересно, но и очень важно для самого себя, уверена Татьяна. Это — основа нынешней жизни, на которой можно строить будущее. При этом наша героиня уверена: она точно родилась в правильное время и не хотела бы оказаться, скажем, в Древней Руси.
«Я очень люблю современный мир, технологии. Просто считаю, что мы в какой-то мере обязаны изучать свою культуру и традицию, чтобы еще прочнее стоять на ногах. Чтобы не летать как шарик, а иметь свою основу. В этом плане я не реконструктор, стилизатор или ролевик. Для меня все по-настоящему, но я пытаюсь найти точки приложения народной культуры к современной жизни».