Источник фото: из личного архива Ольги Нечаевой
Образование

«Учим думать на иностранном языке»: более 3 000 человек заговорили по-английски благодаря коммуникативному подходу в школе «Полиглот»

12:00 / 29.08.22
3042

Интервью с Ольгой Нечаевой

Мы в социальных сетях:

Возможность путешествовать, общаться с людьми со всего мира в соцсетях и компьютерных играх, осваивать языки программирования, сдать ЕГЭ на высокие баллы и серьезно усилить свое резюме пометкой об уровне знания иностранного языка. Все эти цели приводят томичей на курсы изучения английского, немецкого и французского языков в школу «Полиглот». Руководитель языкового центра Ольга Нечаева рассказала Tomsk.ru, почему коммуникативный подход в обучении дает такие высокие результаты и как подросткам избежать проблем с изучением иностранного в школьной программе.

Мотивация учеников в центре иностранных языков меняется с возрастом. Это уже успели отследить за свою 12-летнюю историю в школе «Полиглот». Задача педагогов — найти «ключик» к каждому ребенку. В этом помогает коммуникативный подход. Дошколята, например, ходят в центр за игровой деятельностью, через которую удается органично знакомиться с языком.

«Дошкольников усадить за парту и направить все внимание на весь урок на преподавателя нелегко. Каждые 10 минут меняется активность, а то и чаще: пришли попели песенки, порисовали, полепили. У детей обучение английскому языку очень часто идет в сопровождении мастер-классов: лепка, рисование, аппликация. В игровой форме быстрее происходит запоминание. Кидают друг другу мяч, называют слова. Ребенок не воспринимает это как учебу, он входит в язык через игру. Плюс еще очень много наглядности: карточки, игрушки. У младших школьников тоже еще много элементов игры. Наши пособия для школьников младшего и среднего звена очень красочные, ориентированы на то, чтобы ребенка быстрее адаптировать к английскому языку, по минимуму задействуя родной язык. Родители удивляются, как занятия идут почти полностью на иностранном языке, переживают, что ребенок ничего не понимает без перевода на русский. Мы показываем предметы и действия и сразу называем их на английском. Так убираем промежуточную ступеньку, на которую ребенок тратит время. В нашем случае он не переводит в уме, а сразу начинает мыслить по-английски. Через месяц занятий родители с облегчением вздыхают, так как видят, как работает система. Наше поколение в школе обучали иначе, а сейчас все методики поменялись».

Коммуникативный подход в обучении иностранным языкам оптимален как для дошколят, так и успешно работает со взрослыми. Это погружение в иностранный язык без языка-посредника. Поэтому пособия универсальные: по ним учат английский и испанцы, и китайцы, и немцы, и русские. На уроках всегда задействованы четыре аспекта: аудирование, говорение, письмо и грамматика.

Среднее школьное звено уже более адаптировано к процессу обучения, это более усидчивые дети. Там игровой деятельности поменьше, отмечает Ольга Нечаева.

«С подростками приходят родители. В процессе работе с ребенком мы понимаем, что в какой-то момент у него эту мотивацию изучать иностранный язык как будто «отрубили». Мы все рождаемся с интересом познавать все новое. Если не блокировать у ребенка интерес, он будет с удовольствием изучать новый язык. Но в школе могут не сложиться отношения с педагогом, или начинается смена учителей, и у ребенка происходит блокировка на каком-то из этапов. Мы потихоньку раскручиваем этот «клубок». У нас здесь нет оценочной системы. Ребенок у нас никогда не услышит, что у него плохо что-то получается, что он отстающий. Есть только система баллов, которая позволяет отследить, как учащиеся восприняли тот или иной материал.  Педагог работает как ментор и помогает сформировать интерес к языку у каждого. На привлечение внимания к предмету завязаны все темы, которые они проходят. Для подростков это компьютерные игры, хобби, путешествия. Кстати, у взрослых это сейчас основная мотивация. Они учат язык, чтобы применить его в другой стране и ждут  с нетерпением возможности попрактиковаться».

Свой подход нужно найти и в обучении старшеклассников. У них уже есть цели поконкретнее, а потому и мотивация значительно выше.

«Средний балл у наших выпускников на ЕГЭ по английскому языку 90+. Для нас было удивлением, что все ребята продолжили у нас учиться после поступления в вузы. Это была приятная неожиданность. Здесь они будут поддерживать и развивать свои навыки. Большой интерес наши ребята проявляют к олимпиадам по английскому языку. Участвуют в них в школах, становятся победителями. Мы рекомендуем им таким способом проверять, чему они научились. И родители видят результат. Но это, скорее, бонус. Главное, меняется школьная успеваемость, она становится стабильной. Мы восполняем пробелы. Некоторым требуется индивидуальный подход или работа в паре. Ребята с особенностями здоровья, по моему опыту, оказываются очень способными к языкам».

Центр «Полиглот» открылся в Томске в 2010 году. За время работы здесь научили иностранным языкам уже более 3 тысяч человек. Некоторые уехали за границу и сейчас там применяют свои знания. Кстати, в языковом центре уже несколько десятков человек оправдали его название и овладели сразу несколькими языками, отмечает директор школы «Полиглот».

«Мы сразу начинали с трех языков, это было наше преимущество на рынке. Несколько человек у нас по два языка изучают и еще третьим интересуются. Сейчас английский язык выбирают 80% наших учеников. С прошлого года увеличился спрос на немецкий язык. В пятом классе, по новым образовательным стандартам, теперь изучают второй язык, здесь снова мы в помощь. Интерес к разным языкам и культурам народов мира мы пробуждаем у школьников в рамках летней площадки. Дети отдыхают, но при этом получают и пользу, и удовольствие. В этом году у нас были в качестве педагогов представители из Индонезии, Египта, Испании. Мы находим иностранных студентов, которые имели опыт работы с детьми. Они проводят мастер-классы: пишут на арабском языке, делают традиционные национальные украшения и музыкальные инструменты, смотрят презентации. Так у детей расширяется кругозор».

Ольга Нечаева признается, что современные дети более умные, продвинутые, свободные, чем были мы в их возрасте. Для них границ нет, они впитывают язык «как губка». Сейчас этих возможностей много, только успевай их ловить.

«Родители понимают, что с детства идет задел на всю жизнь, и ведут к нам своих школьников осознанно. Они начинают закладывают фундамент с раннего возраста, чтобы не «догонять» программу в средней, и уж тем более в старшей школе».

Взрослые приходят в «Полиглот» с запросом определенного уровня знания языка и времени, которое они могут потратить на овладение этим навыком. «Мы не пускаем пыль в глаза клиентам и даем реальные сроки, обсуждаем интенсивность. Если у человека есть конкретная цель, то он будет придерживаться этого плана и выйдет на желаемый уровень. Очень мотивированным ученикам требовалось для этого около полугода».

Руководитель языкового центра сама призналась в любви к путешествиям. В свое время на Ольгу большое впечатление произвела поездка в США. Она попала вожатой в американский лагерь в штате Мичиган и проработала там все лето. Это был значимый момент в ее жизни. Он дал столько открытий и инсайтов.

«Я поняла, насколько необходим иностранный язык. Произошла перестройка мышления, необходимо было обрабатывать много информации на иностранном языке. Но это был самый быстрый путь – погружение. Через месяц я уже говорила по-другому и вспоминала порядок слов в русском, когда звонила родителям».

Сейчас главный страх для взрослых, кто учит иностранный язык, заговорить на нем, не бояться ошибок. И в центре «Полиглот» научились работать с этими зажимами и барьерами. В начале этого года на Каштаке открылся филиал школы «Полиглот». Теперь возможностей приобщиться к языковой культуре есть у еще большего числа горожан.