Заинтересовать, научить читать, выработать навык и добиться в результате осознанного и выразительного чтения. С такой деликатной и очень важной для каждого дошкольника и младшего школьника задачей готовы справиться в томском центре «Читайкин» за 3-5 месяцев. К своему 5-летнему юбилею работы учреждение дополнительного образования подошло с отличным результатом: педагоги научили читать уже более 2 500 юных томичей. Занятия идут в филиалах центра в разных районах Томска.
Учить ребенка чтению и математике. Такая задача, по федеральным государственным стандартам, не стоит ни перед дошкольными организациями, ни перед группами подготовки к первому классу в школах. Там детей обучают работе в коллективе, самостоятельности, дают представление о занятиях как о важной деятельности для приобретения знаний.
При этом школа, по нормативам, после второй четверти в первом классе ставит планку в технике чтения — 30 слов в минуту. Есть дети, которым это легко дается, но таких все меньше. О причинах такой проблемы и о способах ее решения мы поговорили с основателем центра «Читайкин» Татьяной Кириченко.
«К нам приходят очень много первоклассников в течение первых месяцев в школе. Часто бывает так, что дети начинают читать по слогам сами, но потом возникают сложности. Их никто не адаптирует в тексте. Они не знают, что делать с запятыми и точками, как читать красиво. Ни смысла нет, ни пересказа. В нашем центре подход совсем иной. Научились читать — начинаем вести речь о качестве чтения, а не о скорости. У школы нет времени на всех и много нормативов. А мы можем это компенсировать. Нас часто спрашивают, по какой программе мы обучаем. Мы работаем по авторской методике, где идет речь про формирование навыков, про алгоритмы, а применить это можно в любой программе».
Родители могут выбрать интенсивный курс обучения чтению. В этом случае результата можно достигнуть даже за 2 месяца, если ребенок знает алфавит. Но специалисты советуют не торопить ребятишек и в комфортном темпе пройти годовой курс подготовки к школе.
«Материал в течении года дается постепенно, у детей с этого курса всегда результаты выше. К концу года они читают красиво, грамотно. И мы призываем родителей сильно не торопить детей. На подготовке к школе дети учатся учиться: слышать педагога, сидеть за партой, концентрироваться, ручку правильно держать. И как бонус, осваивают чтение, математику и грамотное письмо. Так они плавно входят в учебный процесс, но при этом у нас есть и игровая деятельность с зарядкой, движениями, карточками. В школу приходят адаптированными, подготовленными, уверенными в себе. На учителя смотрят ясными глазами, знают, как его слышать и слушать».
В детском центре предусмотрена еще одна удобная возможность: обучения в группах или индивидуально на выбор. Индивидуальные занятия выбираются в случае, если родители работают сменным графиком и не могут водить по расписанию групп, а также, если у ребенка есть особенности, на основании которых показан такой формат.
Может показаться, что формат индивидуального обучения — это всегда более высокие результаты, но у обучения в группах есть свои плюсы: во-первых, группы малочисленные, 2-3 человека. Во-вторых, занятия доступнее, дети не теряются, учатся слушать друг друга и преподавателя, могут соревноваться. И ходят с большим интересом, так как есть напарник, с которым можно поиграть. Поэтому результат достигается в любом случае, отмечает Татьяна Кириченко.
«У ребенка все равно будет прогресс по сравнению с тем, какой он пришел к нам. Особенно, если родители всё понимают и работают с ним, в том числе делают домашнее задание. Алгоритм работы с ребенком объясняется каждому родителю после уроков. Можем давать дополнительные материалы, если у ребенка есть конкретная проблема. Те, кто не делают домашнего задания, результаты всегда получают хуже, говорю вам по личному опыту. В школе никто не будет отрабатывать нюансы отдельного ребенка. Сегодня очень много детей с задержкой речевого развития, то есть говорить начинают позже трех лет. И если звуки у ребенка не поставлены к первому классу, то при чтении он их либо не слышит, что напрямую влияет на смысл прочитанного. Либо пропускает на письме, что перерастает в дисграфию. Он приходит в школу, где добавляются правила, а у него со звуками не все в порядке, тогда ко второму классу как слышит, так и пишет. Если еще и программа торопит, то начинаются проблемы. Непонимание текста, неспособность применять правила накапливаются, как снежный ком. И порождают нелюбовь к школе, стрессовые ситуации дома, бесконечные скандалы с домашними заданиями. Хотя по-сути, нужно просто объяснить азы, отработать их на тренажерах, тогда будет другой результат».
Как отмечают эксперты, рост числа отклонений в развитии речи имеет множество причин: наследственность, врожденные патологии, осложнения во время родов, а также травмы и заболевания, перенесенные в первые месяцы жизни. Не исключают и влияние экологии, приема медикаментов во время беременности. Бывает, проблема передается генетически. И таких детей, по статистике, очень много — до 60%.
«Сейчас предчувствую, что свой отпечаток на развитие детей наложит и ковид… А что касается неспособности формирования навыка чтения, то долгие годы в России не говорили о дислексии. Хотя каждый из вас может помнить детей в своих классах, кто никак не мог усвоить минимум программы. Сегодня есть научные исследования, а за рубежом и статистика, что некоторые люди не способны научиться читать без посторонних людей или стандартными способами. Есть такие грубые нарушения, что помощь надо оказывать один на один, работать с каждым звуком, соединять их в слове. А порой и делать звуки осязаемыми, лепить их, одушевлять или соотносить с предметами. Самым тяжелым последствием дислексии является непонимание прочитанного. Ребенок заучивает эти звуки, складывает их, технически начинает читать, а что читает — не понимает, себя не слышит. У нас таких детей процентов 30».
Татьяна Кириченко также призывает родителей: прислушивайтесь к своим детям. Не всегда норматив общества действительно равен норме. Бывает, что-то дается тяжело, ребенок не отличник, но кто установил норматив по отличию?! Может, он высоко прыгает или шикарно рисует. И нужно сделать тогда акцент на его таланте.
«Чтение — жизненно необходимый навык. Если помочь сформировать его школа не может, то ищите другой способ научить ребенка. И даже если навык формируется лишь технически, а любви к книге не рождается, давайте детям информацию на слух, ишщите способы заинтересовать. Читайте им САМИ! Прислушивайтесь к ребенку, а не к соседке, учительнице, директору школы. Ищите выход, он всегда есть. Сейчас время возможностей. Семейное или частное образование, дополнительные центры и узкие специалисты. Хорошо, когда у ребенка все отлично получается. А, если не так, то это проблемы родителей, нужно искать способы помочь детям. Не перекладывайте ответственность на школу. Не травмируйте их психику неудачами. Школа воспитывает среднестатистических нормотипичных детей. Сильных «опускает» до средних, а слабых дотягивает до троек, иногда просто их «рисует». Но где в этом подходе интерес ребенка или мотивация? Знания можно и нужно получать извне. Сейчас такой информационный поток, детей можно развивать в любых направлениях, хоть онлайн, хоть лично. И если для них выросла преграда в виде несформированного навыка чтения, то не записывайте ребенка сразу в отстающие. Дайте возможность ему раскрыться. А чтобы подобные сложности не стали неожиданностью в начальной школе, начинайте готовить к ней заранее».
Главное, верить в ребенка. Тогда у него все обязательно получится. В центре «Читайкин» готовы помочь каждой обратившейся семьей.