В 2006 году Томский колледж культуры и искусств впервые начал обучать профессии актера глухих людей. Сейчас это — профи, которые создают постановки театра «Индиго»: в этих спектаклях обычные актеры наравне с глухими используют жестовый язык. Анна Степанова — одна из тех глухих в Томске, у кого есть диплом «Актриса театра и кино». При этом сейчас девушка параллельно занимается визажем.
Представить себе, что ваш мастер не может вас услышать — немного странно. Однако оказалось, что никаких проблем с общением у Ани нет. Девушка рассказала, каково глухому человеку приспосабливаться к миру и как найти дело по душе, несмотря на ограничения.
Конечно, меня хотели исправить
Самым ярким детским воспоминанием для Ани стала школа: там ее учили понимать жестовый язык и общаться на нем. А вот общение с семьей всегда было трудным: все остальные родственники — слышащие.
«С родителями в детстве общалась не очень, как с чужими. Больше писали на бумажках, очень коротко. Не было интересных обсуждений новостей, событий. Я с детства не очень грамотно пишу, а хотелось написать подробно. К сожалению, не удавалось, и это было очень обидно».
У многих родителей глухих детей возникает желание «вылечить» недуг, исправить. Так случилось и с Аней.
«Конечно, хотели исправить меня. Постоянно просили: читай, голосом говори что-то – бесполезная трата времени. Аппарат заставляли носить: мол, все будешь слышать. А я же совсем глухая… от него только голова болела. Кроме того, что это было бесполезно, еще и доставляло неудобство».
Чтению Аня обучалась благодаря специализированной школе для глухих и слабослышащих ребят. Изучила алфавит, находила собеседников и могла общаться и понимать мир лучше.
«Утром просыпалась и быстрее бежала в школу, потому что там мой мир, общение. Возвращалась со школы – опять тупик, пообщаться не с кем. Опять в школу — там вновь какая-то информация, новости. Многое непонятное из слышащего мира мне объясняли там на жестовом языке».
Самое главное — была уверенность в себе: о карьере актрисы
С детства Аня хотела уйти в большой теннис, просила маму отдать ее на занятия. Однако это было дорого. Затем возникла мечта работать в офисе.
«Мама говорила: «да куда ты лезешь, ты глухая, где ты будешь работать?» Потом я уже начала искать прицельно – где могут работать глухие. Разные виды работ попробовала с 14 лет. Только родственникам не рассказывала и не общалась на эту тему».
Когда девочка училась в 10 классе, студия «Индиго» дала объявление о наборе на обучение. Аню выбрали сразу.
«Самое главное – уверенность в себе. У меня не было никакого стеснения, я свободно общалась, думаю, поэтому меня выбрали. Но при этом сразу перейти в колледж и бросить школу я не могла: для меня было очень рано по возрасту. И я должна была учиться в школе и в колледже параллельно. Так продолжалось два года, а затем обучалась уже только актерскому мастерству».
На занятиях с Аней всегда был переводчик: все остальные в группе были слышащими студентами. А после обучения в 2016 году девушка попала в театр и стала играть там разноплановые роли.
«Я играла и бабушку, и девочку-кокетку. Самая трудная роль — зомби, когда нужно было испугать зрителя. Я неправильно все время играла, у меня был грим ужасный и всякие шрамы, а я смеяться начинала — меня останавливали, режиссеру не нравилось».
Никто не заставлял получать вторую профессию: выбирала интуитивно
Аня зарабатывает с 14 лет: расклеивала объявления, мыла полы. Первой профессией до работы в театре стал маникюр: девушка обучалась на мастера и практиковала. В Томске работает несколько глухих мастеров в этой сфере. Однако поиск работы оказался не так прост. В обычном маникюрном салоне Аня столкнулась с предвзятым отношением из-за своей особенности.
«На меня смотрели, говорили: «А ты глухая что ли? А как ты будешь общаться?» Я им говорила: да ничего страшного нет, спокойно могу переписываться. Но потом начали издеваться, вопросы с подковыркой задавать: «А если в дверь позвонят, как ты услышишь, кто откроет?» В общем, отказали мне. И я понимала, что в следующий раз, когда буду выбирать работу, мне вновь смогут отказать. И такая проблема есть у многих глухих».
Когда школа осталась позади, занятости в колледже Ане стало не хватать. Уже в театре наша героиня решила немного изменить вектор и заниматься визажем.
«Я такой человек: люблю активность, любознательная. И никогда не было такого, чтобы кто-то меня отправил получать еще одну профессию. Я интуитивно понимала – нужно еще учиться, и меня увлек визаж: ни одного глухого мастера в этой сфере не встречала. Начала учиться, поначалу казалось, что это — как будто не мое. Но пересилила себя и продолжила, со временем пришла уверенность. Понимала, что когда делаю макияж людям – они становятся другими. И меня так это заряжает!».
Спустя год визаж отошел на второй план: желание не угасло, но не было своего помещения. А когда Аня родила дочку, решила снова вернуться к этой профессии.
«Когда появился ребенок, времени совершенно не стало. Пока дочки не было, думала: да ладно, я все потом успею. А в действительности, когда стала мамой, поняла, что время – это самое ценное. Что нужно вернуться обратно и заниматься визажем».
Страшно было первую клиентку красить, особенно слышащую
Сначала мы подумали, что Аня работает только с глухими. Но оказалось, девушка спокойно красит и слышащих, и неслышащих. Первой клиенткой нашей героини была ее мама. Затем девушку стали находить по сарафанному радио и через соцсети.
«Страшно было поначалу, особенно, когда первая клиентка слышащая пришла. Я же не привыкла, вдруг она меня не поймет или я ее. Пока красила, без конца спрашивала: нормально? Все в порядке? А сейчас уже привыкла. Конечно, с глухими девочками мне попроще, но и со слышащими проблем никаких».
Аня признается: общение с клиентом зависит от его настроя: не все готовы прийти к глухому мастеру. Однако проблем в процессе не возникает: Понять, что нужно, легко по фотографии из интернета, в процессе можно переписываться и использовать простые жесты. К тому же Аня читает по губам.
«Все зависит от клиента. Бывает, приходит девочка такая важная вся из себя. Я посмотрю на нее — начинаю переживать, спрашивать, все ли в порядке. А потом привыкаю и понимаю — обычный человек. А бывают девочки с виду дружелюбные, простые. Но когда заканчиваю макияж, начинают: а вот это что? А вот тут поправь. Всякое бывает. Для меня самое приятное чувство — когда заканчиваю работу — вижу, как девочки довольные, красивые, сообщения пишут с благодарностями, поддерживают — для меня это мотивация развиваться и работать дальше».
Аня отметила: для нее в выборе работы был также принципиален график. И не столько из-за особенности здоровья, сколько из-за характера.
«Для многих глухих важен свой график. Но здесь, думаю, как и у слышащих. Кто-то любит свою работу и согласен работать с 8 до 8, либо на заводе посменно, либо еще где-то. Но у глухих больше такого, что график 5/2 им не подходит. Я вот не могу, когда меня заставляют что-то делать и контролируют жестко. Нужно, чтобы я была сама себе хозяйка, сама строила график».
О семье, нынешних трудностях и мечтах
Сейчас Аня — мама в декрете. С мужем Димой (как и Аня он — единственный глухой в своей семье) воспитывает дочку. У малышки та же особенность, что и у ее родителей. Здесь Аня находит полное взаимопонимание. При этом отмечает, что быт глухого человека в Томске может быть затруднен.
«Дочка не слышит, поэтому на какие-то развивашки я вынуждена приглашать переводчика. Конечно, в обычном детском саду воспитатели и педагоги не знают жестового языка. Но все проблемы мы решаем сами».
Есть и забавные на первый взгляд вещи, которые, при этом вызывают неудобство Ани: например, выражение гнева и негативных эмоций.
«Бывает, грубостью хочется ответить — а мне остается в телефоне написать или показать. Хочу наорать — на меня смотрят: «Что случилось? Ты вообще о чем?»
Однако в целом Анин пример показывает, что любые трудности преодолимы, если действовать целеустремленно. Так, семья поменяла к девушке свое отношение, когда увидела, что та может работать, причем в нескольких сферах. Также и окружающие постепенно могут менять свое отношение к глухим людям.
«Действительно нужно немного знать о культуре глухих: ведь многие из них малограмотные, восприятие информации совершенно другое. Они могут и не уметь читать. И очень полезно понимать друг друга и знать об обеих культурах и возможностях: мира слышащих, и мира глухих».