Источник фото: Tomsk.ru
Авторские материалы

Детская эмпатия: как развивать и зачем. Рассказывает томский психолог с 25-летним стажем

08:31 / 05.09.22
3415

Нужно учить детей сопереживать и сочувствовать

Мы в социальных сетях:

Эмпатия — это умение человека СОпереживать и СОчувствовать. Другими словами, эмпатия – это умение людей присоединяться к чувствам другого человека, умение разделить их, будь они счастливыми или тяжелыми. Для чего она нужна детям и как ее развить, рассказывает томский детский психолог с 25-летним стажем Ирина Кустова.

У детей нет врожденного навыка понимать даже свои собственные чувства и эмоции, а навыка понимать чужие, то есть навыка эмпатии, нет тем более. Но без него, по словам Ирины Кустовой, невозможно жить в социуме, потому что он является основой коммуникации:

«Доказано, умение ребёнка разделять чувства других детей значительно снижает конфликтность в его отношениях с окружающими и улучшает качество общения с ними. Также это отличная «профилактика эгоизма», ведь если малыш неплохо умеет чувствовать и понимать других детей, то легко и радостно поделится игрушкой, которой хочет поиграть сосед по песочнице без жадности и эгоизма», – рассказывает Ирина Кустова.

Эмпатия – язык чувств. Когда члены семьи могут говорить на языке чувств, проговаривать свои обиды и радости, называть чувства, то создают тем самым в отношениях доверие и близость, что невозможно без эмпатии.

Как развивать в детях навык эмпатии

Чтобы ребенок мог понимать какие чувства испытывает, он в первую очередь должен знать их названия. Так что главный совет – нужно учить ребёнка называть чувства: «Я вижу, как ты зол, что не получился песочный замок» или «Я всегда так радуюсь тому, как ты удивляешься новогодним подаркам». Если ребёнок в пять-семь лет не различает чувства, которые испытывает, не знает, как их назвать, он не сможет узнать их в других. ⠀

Чтобы ребенок не боялся проявлять свои чувства, в семье должна быть безопасная среда для их выражения:

«Не стыдите за них, не принижайте и не обесценивайте! Если ребёнок научился различать их, поощряйте инициативу проговаривать. Это касается всех чувств без исключения. Помогайте ребёнку чаще анализировать свои и чужие чувства. Например, спрашивайте – а как думаешь, если бы над тобой так же посмеялся одноклассник, ты бы как хотел, чтобы себя повёл твой лучший друг? Смотря мультик или кино, спросите ребёнка, как он думает, что чувствовал главной герой в той ситуации, а как бы он мог поддержать этого героя?»

А главное, нельзя забывать, что первый пример эмпатии – родитель. Только вместе со взрослыми ребенок сможет сделать сопереживание нормой жизни и строить близкие, бережные отношения в дальнейшем.