Косплей многие до сих пор считают подростковой забавой. Однако создание качественного образа — задачка не из простых. И героиня нашего проекта «Необыкновенный человек» Арегназ Рользинг — тому подтверждение. Девушка занимается косплеем: переодевается, изготавливает крутой крафт, может сделать из подручных материалов копию настоящей лютни или эльфийского лука. Для фото и видео Арегназ изменяется до неузнаваемости, к тому же, после съемок радует окружающих своими образами в кафе или на прогулке. Поговорили с Арегназ о том, зачем заниматься косплеем, насколько это «детское» увлечение, и почему в арсенале косплеера почти наверняка есть строительный фен и пеноплекс.
«Если не начнешь — оно и не случится»: как косплей пришел в жизнь технического писателя
Косплей для Арегназ — это хобби. Работает девушка техническим писателем, а училась изначально на переводчика. Ее нынешняя специальность только набирает популярность в России, и к ней даже не готовят в университетах. Технические писатели создают документацию для программ и устройств, чтобы пользователь по ней мог все настроить и начать работу. Арегназ признается: в обычной жизни с ее творениями не встретишься.
«Я работаю со специализированным софтом для нефтегазовых компаний. Система собирает данные с месторождений, позволяет прогнозировать, анализировать объемы добычи нефти и газа и так далее. Софт сложный, на самом деле, в повседневности с ним точно не столкнешься».
Работа девушки связана со сферой IT, при этом и гик-культура Арегназ не чужда: она обожает фэнтези, различные компьютерные игры, и с завистью поглядывала на фестивали косплееров, которые проходили в Томске.
«Смотришь на них – и тоже хочется поучаствовать. Но это же сложно, новая сфера, которую ты не знаешь, и знакомых косплееров никаких нет. Но ведь так хочется! И несколько лет назад у меня был активный год. Я научилась плавать. И решила попробовать косплей. Шла к этому около полугода, обдумывала мысль, прокручивала в голове: а что я могу с этим сделать, какой костюм выбрать, как его изготовить, какие материалы нужны? В какой-то момент поняла: если не начнешь — оно и не случится».
Первой была эльфийка: об образах и их создании
Арегназ рассказала: в косплее ты можешь выбрать либо конкретный образ и опираться на него, либо выдумать свой, оригинальный. Девушка начала со второго пути и решила воплотить собирательный образ эльфа: лучницы-следопыта. Такой есть во многих фэнтези-вселенных. Представить его нетрудно: длинные уши, плащ с капюшоном, лук, колчан, коричневые тона и завитушки.
«Мне важно, чтобы чтобы я попадала в типаж выбранного персонажа. Потихоньку проверяла Алиэкспресс, фотохостинге Пинтерест, собирала референсы. Часть костюма заказала, лук и колчан сделала сама, а плащ сшила мама . Я к ней приехала тогда с таким вот странным запросом».
Однако самым известным образом Арегназ стала мрачная Алиса из игры Alice: Madness Returns. Типаж совпал, игра по атмосфере девушке «зашла», однако персонаж был довольно распространен в среде косплееров.
«Когда начинаешь искать фотографии косплея на какого-то персонажа, понимаешь: много людей его делали, уже попсовая вещь. Я подумала: нужна изюминка, нужен крафт! Обычно все изображают Алису с ножом. А я решила сделать огромного конягу! Делала его долго, потратила на него много и сил, и времени, и нервов нервы, и время. Зато эффектно! Сейчас стоит на кухне – я пока не придумала, куда его деть. Друзья предлагали продать, но это же как мое дитя, жалко от сердца его отрывать».
Коня Арегназ делала из пеноплекса. Для изготовления объемного крафта это один из лучших материалов: он недорогой, легкий, легко шлифуется, режется, красится. Однако есть минус: он хрупкий, поэтому такой крафт легко повредить. Из него же Арегназ создавала лук для эльфийки.
«Выгулять персонажа»: от фестивалей до троллейбуса и кафе
Итак, образ готов, где его можно применить? Самый первый и очевидный вариант: провести крутую фотосессию или снять видеоролик. Есть и еще одно направление — это фестивали Косплея (в Томске, например, проходит «Конверсия», где собираются большинство косплееров города).
«Изначально фестивали не были самоцелью – сцена это не мое, я даже близко не актер. Дефиле для меня — один из самых сложных пунктов от момента придумывания костюма до его реализации. Но сейчас, сходив на несколько фестивалей, я понимаю, что это классно: ты знакомишься с новыми людьми, общаешься, выступаешь на сцене».
Только ли на фестивалях можно увидеть косплееров? Арегназ иногда появляется в своих образах даже на улице. У девушки даже есть традиция: после съемки идти с оператором или фотографом в кафе прямо в гриме и костюме. В основном люди удивляются и реагируют положительно.
«На самом деле повседневная жизнь у нас довольно скучная, поэтому один из самых веселых моментов — когда ты идешь домой в образе. У меня нет машины, поэтому после съемок могу пойти пешком или поехать в автобусе. А когда ты в кафе сидишь в наряде, все на тебя озираются. Как-то я была в образе эльфийки, подошли парень с девушкой, заинтересовались, но сфотаться постеснялись. Или ехала в троллейбусе с фотосета с крафтовой лютней, которую делала для барда. Подходит кондуктор, говорит: «Девушка, какой у вас красивый инструмент. А вы играете?» А я отвечаю: «Нет, я не умею играть. Она в принципе не играет». Я негатива не встречала, хотя на самом деле это распространенная практика, если ты выделяешься из толпы. Но я с таким, к счастью, не сталкивалась».
Подростку или студенту, делать качественный косплей сложно: о тратах и новых навыках
Крафт, который создает Арегназ, можно легко продать в гик-сообществе: работы сделаны действительно качественно. Однако в целом косплей — это дело затратное, признается Арегназ. А чтобы сделать качественный образ, нужно обладать либо хорошей финансовой базой, либо серьезно развить навыки рукоделия.
«Хорошо, что я решила заняться косплеем во взрослой жизни. Если бы я была школьницей или студенткой, делать качественный косплей было бы тяжело. Если хочешь делать это сам, нужно покупать расходные материалы, ткань, инструменты (а их требуется много, я неплохо пополнила свой инструментарий с нуля до самых своеобразных штук). А если сам сделать не можешь – заказываешь у мастеров, это еще дороже. К тому же это отнимает уйму сил и времени, особенно если страдаешь перфекционизмом».
Так, сама Арегназ не очень любит шить, костюмы предпочитает покупать или заказывать пошив. А вот изготовить аксессуары, оружие — по ее части. Девушка признается: на самом деле косплей помогает приобрести множество навыков в обработке материалов и в рукоделии.
«Понятно, если я шлифую пеноплекс – это вряд ли пригодится в современной жизни. Но когда ты продумываешь, как и в какие сроки сделать какой-то элемент крафта, ты развиваешь смекалку и навыки планирования. В моем случае еще и приобретаешь инструменты, которые можешь использовать в быту. Например, недавно я купила труборез для того, чтобы скрафтить ружье. А вдруг дома пригодится? Захотим трубы менять – а труборез уже есть!».
Однако есть и еще один важный эффект от косплея, из-за которого люди идут им заниматься: это возможность увидеть себя другим и где-то принять.
«Ты в костюме такой красивый, не похож на себя обычного. Получаешь от этого эмоции, видишь себя на фото, видео. Выступаешь на сцене и общаешься, если идешь на фестиваль. У многих людей проблема с самооценкой, у меня, наверное, тоже. Так что, пожалуй, косплей помогает принять себя».