Источник фото: Tomsk.ru
Интересное

Успеть до трех лет: как увлечь детей шахматами и не лишить их детства

14:00 / 17.08.22
6080

Александра Крымского без преувеличения можно назвать супер-отцом

Мы в социальных сетях:

Прямо у окна на балконе семьи Крымских стоит красивый шахматный стол со специальными часами. Он здесь не для красоты: сыновья Коля и Дима увлечены этим (и не только) видом спорта, а поэтому сыграть несколько партий в быстрые шахматы для них — обычное дело. Мы убедились в этом сами, когда пришли к ним в гости.

Александра Крымского без преувеличения можно назвать супер-отцом: поощряет увлечения сыновей и вместе с супругой развивает их, говорит с детьми на разных языках и даже создал канал, где делится своим опытом и лайфхаками по умственному развитию ребенка. О том, как вести детей к успеху и при этом не лишать их детства — родители поделились с tomsk.ru.

Как развить и поддержать в ребенке интерес к сложным задачам

Сейчас Коле 12 лет, он готовится перейти в 6 класс. Парень увлекается акробатикой, плаванием и шахматами на довольно серьезном уровне, также раньше рисовал и занимался брейк-дансом. Диме шесть, шахматы для него — любимое занятие, мальчик уже выполнил норматив 3-го взрослого разряда. При этом сам Александр с шахматами и спортом до рождения детей дела не имел: он по образованию — юрист и занят в сфере недвижимости.

Шахматы пришли в жизнь семьи, когда Коля ходил в садик: в Томске до сих пор действует специальная программа, когда преподаватели из ДЮСШ проводят занятия по шахматам с малышами в детсадах. Занятия — самые простые, но спустя время некоторые ребятишки увлекаются ими настолько, что готовы продолжить обучение дальше.А преподаватели получают возможность отобрать самых мотивированных, «с горящими глазами».  Все начинается с простого изображения фигур, веселых игр с ними: Колю это заинтересовало и он пошел по шахматной стезе. А затем, глядя на него, подтянулся и младший. 

Александр периодически играет с сыновьями, однако выиграть партию у юных шахматистов практически нереально. Папа признается: ребенка можно научить решать сложные задачи. Главное — найти подход.

«Я расскажу лайфхак, который, как мне кажется, я придумал сам в плане кубиков Рубика. Так получилось, что во время ковида мы с младшим сыном оказались в Москве на изоляции. Мы учили китайский, перерисовывали известные картины и придумывали к ним стихотворения. Мне приходилось – а ему нравилось. Или наоборот. Еще у нас был кубик Рубика. 4-летнего ребенка мотивировать на сбор сложной штуковины было не просто. Однако у меня получилось. Я давал Диме собирать кубик с самой последней и наиболее легкой стадии, и в руках малыша головоломка  неожиданно  приобретала законченный вид. Магия! Ребенок понимает: я могу методичными действиями добиться результатов. В некоторых видах спорта так же – если учишь делать небольшие действия и он видит результат – ему проще согласиться на этот вид спорта», — рассказал Александр.


Послушать маленький мастер-класс по обучению сборке кубика Рубика можно здесь:


После трех уже поздно?

Александр — папа разносторонний. Он убежден: надо уметь делать как можно больше, пусть не очень глубоко. И при этом начинать можно, когда ребенок совсем маленький. Эта мысль находит подтверждение и в одной известной книге «После трех уже поздно», ее Крымский-старший советует прочитать всем молодым и будущим родителям.

«Мне кажется, что во многих семьях адекватные мама с папой подсовывают ребенку все подряд: пластилин, карандаши, кубики и смотрят, на что откликнется ребенок. Чем раньше отыщете интерес и начнете действовать в этом направлении, тем большего успеха достигнет ваш ребеночек. Неизбежно любого малыша что-то заинтересует. Понравилось рисование – подари краски (да, это грязно, муторно). Потом купи фломастеры, карандаши, мольберт и смотри, как он будет на это реагировать. И корректируй себя: не пошло рисование — подсовывай мозаику, кроссворды. Мы старались найти интерес в обоих сыновьях. На старшем сыне повезло – была куча детских журналов, где нужно решать разные задачи».

Так, с младшим сыном Саша начал иногда говорить на английском. Носителем языка при этом быть не нужно: достаточно базовых слов и фраз, чтобы у ребенка сформировалась «языковая матрица».

«У меня примитивный английский, но я его знаю и не боюсь языка. Простые фразы говорю: «я тебя люблю», «иди ко мне на ручки», «давай сделаем это». И я помню блаженство свое, когда во сне ему годика 2,5 было, он бах — и выдает фразу на хорошем английском. И я думаю – вау, сработало. И сейчас мы легко переходим с русского на английский и наоборот – это не проблема. Я могу в кафе что-то спросить, он может легко ответить».

При этом дети и сами тянутся к родителю, который способен предложить им что-то интересное: настолки, игры в слова, интересные книги (у Коли первые любимые — биография Ника Вуйчича и Гарри Поттер). Важно просто уделять достаточно внимания ребенку.

«Выходные были, и мы с младшим сыном ходили вдвоем на баскетбол. И прям видишь – ты провел с ребенком час, и как он сразу к тебе меняется в отношении. И чем младше – тем сильнее это будет выражено. Видно, как он к тебе тянется после этого».

Привить дисциплину, но не передавить

А вот за дисциплину в семье отвечает мама. Именно она в свое время отвела Колю на шахматы и старается поддерживать увлечения детей. Даже если в какой-то момент к своему занятию они остынут. При этом давление — совсем не ее метод.

«Дима вначале был фанатично увлечен шахматами – мог часами, сразу, когда просыпался, бежать играть.  Потом интерес начал спадать, он видит, Коля ролики смотрит – и тоже хочет. Надо все равно придумывать какие-то «заманухи». У нас есть план – пока он вот это задание шахматное не сделал, он не может ничего другого делать, чтобы совсем не отвлекся», — сказала Анна.

Особенно важным становится момент, когда ребенок остывает к своему увлечению. Анна не скрывает: такие моменты были. Однако не замечать их или бросать кружок по одному негативному отзыву ребенка не рационально. Пройти через некоторое сопротивление придется в любом случае, однако наступит тот возраст, когда ребенок сможет определиться и точно понять свои желания. До этого возраста задача родителей – помочь ребенку не отклоняться от намеченного курса.

«Когда Коля в первый раз сказал: «Ненавижу акробатику!» – я начала смотреть в интернете: «Что делать, если ребенок хочет бросить секцию». Я же понимаю, можно передавить и вообще интерес отбить. Основные авторитетные тренеры советуют не бросать в течение полугода и продолжать ходить. Пусть ребенок понимает, что от него требуется походить определенное время и потом он сможет решить, мы так договорились. В итоге лето отдохнул и говорит: «Я буду везде ходить». Но сразу бросить, если принял решение, тоже нельзя. Сейчас он повзрослел, уже 4 года продолжает занятия. Мне важнее, чтобы не достижения высокие были, а, чтобы ребенку было интересно, чтобы он не ушел в гаджеты, чтобы его жизнь была полна и потом он по интересам выбрал себе занятия».

Александр благодарен супруге за этот подход и рекомендует родителям к ознакомлению еще одну книгу «Отец»: автором стал папа борца Хабиба Нурмагомедова.

«В заглавии вынесена мысль, что дисциплина важнее таланта. И тренер Димы по шахматам (томский гроссмейстер Андрей Белозеров)  как-то сказал: может, я не был очень талантливым, но был дисциплинированным, целеустремленным и  любил шахматы. Если получится привить дисциплину, вы дадите ребенку путь в жизнь. Мне этого не хватает, но я вижу, что это работает. А Аня мастерски это все делала. Увидев то, что нужно ребенку, она обволакивала его этим интересом», — рассказал Александр.

Об обращении к министру спорта и участии в программе «Лучше всех»

При всех шахматных успехах Дима уже успел столкнуться с небольшими трудностями из-за своего возраста. В прошлом году в феврале мальчик участвовал в своем первом турнире в Томске по шахматам и выполнил норму 3-го юношеского разряда. Однако разряд он тогда так и не получил: слишком маленький. Родители посчитали это несправедливым.

«Если ты уверен, что ты прав, нужно бороться за это. И я на семейном совете говорю: Дим, ты имеешь право на получение разряда. Можно без него обойтись – но это нечестно. Ты же добился результата. Давай запишем обращение к министру спорта на своем ютуб-канале. «Давай, а что сказать?». Так и расскажи – играл, выиграл, а дать разряд отказали. Обращение адресовали министру спорта  Олегу Матыцину. Дима рассказал все, мы опубликовали… и это «выстрелило», — рассказал Александр.

Буквально на следующий день вопрос о Диме Крымском задали министру спорта на выезде в Красноярске. И Матыцин подтвердил правоту сына. Благодаря этой истории о мальчике узнал и «Первый канал». Редакторы сами нашли Диму и пригласили семью поучаствовать в программе «Лучше всех».

«Это было забавно – все спрашивали: а сколько вы подавали заявок на программу? Мы вообще ничего не подавали. Нам позвонили из нашей шахматной школы ДЮСШ №7. Говорят: редактор программы «Лучше всех» хочет поговорить с вами и вашим сыном. Мы возражать не стали. Для нас самих это было очень необычно, неожиданно, но тем не менее было именно так».

При этом переводить Диму на индивидуальное обучение или поощрять его «звездность» родители категорически не хотят.

«Мы знаем, старший великолепно идет по всем предметам. А у Димы только предполагаем тягу к точным наукам, но не знаем, как пойдет остальное. Да, у него высокие знания по математике, это поможет ему освободить время на решение других задач. Если у мамы с папой есть сложности психологические — это может подталкивать ребенка к тому, что «ты у нас суперзвезда». Когда родители понимают опасность этой тенденции, они стараются нивелировать и не провоцировать ее развитие».

Об отношениях между детьми

Братьев, несмотря на разницу в возрасте, объединяет общее увлечение: в шахматы они легко играют на равных, хотя в быстрых шахматах у Димы больше компьютерной наигранности на различных шахматных интернет-ресурсах.

При этом как и в любой реальной семье (а не той, которые сходят с картинок), конфликты у Крымских тоже бывают.

«Выстраиваются отношения сложно. Дети, бывает, дерутся даже. С другими семьями общаемся — выясняется, что братья и сестры, неважно, какого возраста, также дерутся. Успокаивает, что мы не уникальны в этом вопросе, рецепта нет, и мы для себя, по крайней мере, его еще не выработали. Дети интересные, индивидуальные, каждый себе на уме.  Ограничивать одного в интересах другого – бессмыслица. Старший на каком-то этапе скажет: «что это за маленькая звезда и чем я хуже?» И будет прав. Младшему говорить, мол, не обижай старшего — это смешно. Но с возрастом ситуация улучшается», — отметил Александр.


Все выпуски проекта «Связано по-томски» здесь.