Источник фото: Святослав Зырянов, Tomsk.ru
Авторские материалы

«Здания — это часть моей жизни»: как Сергей Шпетер 20 лет помогает строить Томск

08:10 / 26.09.22
3704

Интервью с мастером своего дела

Мы в социальных сетях:

С чем связаны ваши воспоминания? Это могут быть памятные даты, люди или места. Части жизни Сергея Шпетера хранятся во множестве зданий Томска: он помогал их возводить. Сергей — заместитель директора АО «Строительное управление ТДСК» по реализации проектов. Он организует процессы на стройках компании, причем не столько на типовых (хотя и квартир в его арсенале — больше полутысячи), сколько на уникальных объектах: в Ледовом дворце, аэропорте, школах. Сейчас основные проекты Сергея — реконструкция взлетно-посадочной полосы Томского аэропорта и здание «ТомскНИПИнефть». Поговорили с экспертом о необычных городских зданиях, в возведении которых он участвовал, о ходе работ на полосе и о будущем строительства в Томске. 

От первого дома к Ледовому дворцу

В ТДСК Сергей работает ровно 20 лет: он пришел сюда мастером-дублером в августе 2002 года. Тогда учился на 2 курсе ТГАСУ. Профессию выбирал осознанно: в 90-е годы строительство было актуальным, и своей важности оно не потеряет никогда. 

Первым наставником Сергея стал прораб Александр Гараев, который научил молодого специалиста организации дела и дисциплине. Спустя 2,5 года Сергей Шпетер начал работать самостоятельно. Вскоре стал прорабом, а еще через 3 года молодого человека поставили руководить постройкой Ледового дворца «Кристалл». 

«Каждая стройка — это что-то новое. Например, в Ледовом я с интересом осваивал и наблюдал, как заливали первый лед, это финал стройки. Тогда опыта работы с хладомашинами не было. Обучал этому нас уже опытный профессионал из Северска. Там тоже своя технология наращивания льда по 5 мм, не сразу же озеро залил и оно замерзло».

Сергей признается: именно АРЗ стал для него знаковым в первые годы работы в компании. Помимо Дворца, там находится первый дом, организацией работ в котором он занимался (на Мира, 72). 

«Я воспринимаю возведенные здания скорее не с гордостью, а как часть жизни, пройденный этап. Ты вспоминаешь, как это появилось, по-другому видишь его. Никто же не  знает, как все было в процессе стройки, все видят красоту на финише. А ты приходишь на любой объект и вспоминаешь, как шел монтаж, где находился приобъектный склад, где стоял кран».

Сергей Шпетер возводил множество домов в городе, одно из самых высоких зданий в Томске — «Каскад» на Иркутском тракте, магазин SPAR в Зеленых горках и многие другие. Большими проектами стали объекты «ТомскНИПИнефти», а с 2020 года взлетно-посадочная полоса томского аэропорта. 

Летная история: о работах в аэропорту

В первый раз Сергею довелось работать в аэропорту на реконструкции в 2011 году. Тогда пассажиропоток аэровокзала начал расти, и старое здание с таким количеством людей не справлялось. Минтранс учредил порядок работ, а ТДСК выиграла конкурс на реконструкцию. Сергей организовывал весь строительный процесс

«Да, это было нечто новое, много людей нужно было увязать – кто за кем и когда идет.  Стройка ведь состоит из большого количества подрядчиков. Их взаимодействие трудное. Если на Ледовом было где-то 150 человек, то на работах с аэровокзалом Богашево — под 350 доходило. Самые масштабные работы, но мы смогли их закончить раньше срока на 7 месяцев». 

Сейчас стройка идет на взлетно-посадочной полосе. Уникальность проекта как в масштабе, так и в характере работ: вместо привычных устремлений этажами вверх здесь весь обширный комплекс работ из 22 видов сосредоточен на земле и под землей. Это и линейные объекты, и общестроительные работы, разработка документации, прокладка новых вододренажных систем, замена электросетей, ограждений, систем охраны, светосигнального оборудования и многого другого. Будет усовершенствовано пожарное депо. По сути, обновляется вся внутренняя инфраструктура аэропорта. 

Сергей вспоминает: сейчас, как и в 2011 году, стройка идет без приостановки работы самого аэровокзала: рейсы продолжают курсировать, и здесь очень важно организовать все процессы так, чтобы не ущемить ни пассажиров, ни строителей. 

«Это тоже был важный опыт работы в действующем аэропорту: сделать определенные зоны, часть отдать, чтобы мы могли двинуться дальше и не останавливать работу аэропорта. Приходилось лавировать. Сейчас самая большая часть ВПП выполнена. Однако сейчас технология в принципе обкатана, ничего сверхъестественного не придумываем, работаем как в штатном режиме». 

Сейчас большая часть работ в южном направлении на полосе сделана. Идет прокладка теплотрассы, предстоит заменить ограждения и доделать все сезонные работы к ноябрю. 

Будущее строительства — цифровизация

Сергей остается в профессии и в ТДСК, так как намерен развиваться. Он признается: во многом до сих пор помогает опыт старшего поколения мастеров, у которых есть чему поучиться. Также отмечает, что в компанию приходит новое поколение прорабов и молодых строителей. Главное в этом деле — желание и блеск в глазах, а остальное прирастет. 

Опыт молодые профи могут получать не только от старших товарищей, но и в других городах: Сергей часто посещает стройки в других регионах России, чтобы перенимать интересные технологии. Признается: в мировом строительстве его восхищает китайский опыт. Например, шанхайский транспортный узел Хунцяо: он совмещает в себе аэропорт, ЖД вокзал и метрополитен.

Сергей также поделился мыслями о том, куда развиваться строительной отрасли России:

Немного нам не хватает цифровизации в строительстве. И, чем быстрее мы ее осуществим, тем сильнее будет динамика. Да, уже сейчас многое выполняется в электронном виде, но можно ведь и больше. Стройка объединяет практически все: не было бы ее – и жизнь остановилась бы. И речь не только о новых зданиях. Даже старые нужно знать, как эксплуатировать и понимать их устройство. Строительство будет актуально всегда».