Мы не могли не пригласить в проект «Необыкновенный человек» Александра Бойцова. Этот томич стал известен в 2017 году, когда построил свой корабль — копию ботика Петра I «Святой Николай». В создании этого корабля участвовали и томичи: Александру помогли собрать деньги на паруса, когда корпус судна уже был готов. Думаете, Александр — профессиональный мореход или судостроитель? Сейчас — уже да, однако когда наш герой задумал проект, он понятия не имел, как строить корабли. Александр рассказал, как воплотить детскую мечту, как научиться чему угодно, если захотеть, и почему он должен был родиться веком раньше.
Моря рядом никогда не было. Но к нему всегда тянуло
Строительство ботика — это воплощение давней мечты Александра. Сам он приехал с Дальнего Востока учиться в Томск в 1978 году. В итоге остался здесь, так как встретил будущую жену. Однако рядом с морем мужчина никогда не жил, поэтому откуда такая тяга к водной стихии, не знает.
«В семье никогда никто не говорил про море и моряков. Но мне нравилось это всегда, сколько себя помню. Совсем в детстве был забавный случаи, когда прикоснулся к морю: как-то на железнодорожной станции ночью встретил моряка. И я сонный подошел к нему и уснул на офицерской шинели. Всю школу хотел учиться этому, но из-за зрения в моряки не получилось попасть. Потом семья, дети, работа, море все время было где-то рядом, но было не до него. И однажды пришел момент, когда оттягивать стало поздно: либо делать, либо не сделать никогда. Решил делать».
О том, какой корабль построить, Александр думал долго. Поскольку наш герой — поклонник старины, обратился к истории российского флота. Ботик, реплику которого в итоге решил строить, был найден в 1688 году в вотчине Романовых в Измайлово. Именно там Петр увидел «английский бот», способный плыть против течения. И после корабль «Святой Николай» получил прозвище «дедушка российского флота». Несмотря на это, выбор Бойцова был обусловлен скорее практическими соображениями.
«Очень хотелось построить что-то старое, под парусом. Но я представил, сколько надо вложений, труда, чтобы потянуть это в одиночку. Можно придумать 15-метровый фрегат, но в итоге его не построить. Это было бы неправильно. Я подбирал задачу под себя, перерыл много интересных вещей. И выбрал этот ботик. Все-таки это символично».
«Я этому учился самостоятельно»: с чего начинается корабль
Идею наш герой начал разрабатывать в 2003 году: опыта кораблестроения у Александра в то время не было, только общие строительные навыки работы с деревом. Пришлось набрать кучу книг, искать информацию. Отправной точкой послужили Обмерные чертежи из Центрального военно- морского музея Петербурга. Там Александр провел достаточно много времени, пока изучал устройство оригинального ботика. Когда знаний стало достаточно, еще полтора года ушло на то, чтобы создать проект.
«С трудом это доставалось – старинные книги, даже раритеты ребята из Петербурга поднимали из архивов, своим трудом оцифровывали. Оказывается, это никому не нужно особо. По книгам деталь за деталью к этому шел. Надо же знать, что ты делаешь: определенные законы пришлось учить. С теоретическим чертежом мне сначала помогли новосибирцы, но потом я решил сделать собственный проект. Чертежей 80 документации конструкторской получилось».
Александр умеет строить деревянные дома, долгие годы работал строителем. Однако постройка лодки оказалась очень увлекательным занятием: мастер сочетал новые технологии с простыми, но гениальными старыми.
«Когда читаешь старые книги, некоторые приемы кажутся простыми. А когда начинаешь применять, понимаешь: сейчас бы люди так не придумали. Некоторые инструменты и оснастку даже создавал с нуля. Например, правильно наложить клетень на стоячий такелаж. Сложная вещь, чтобы ее сделать руками. Но по старым технологиям все получилось легко».
Кстати, семья Александра отнеслась к его проекту с уважением и интересом: все переживали, когда были проблемы и радовались успехам.
«Я половину работ просто на полу дома делал. Приходишь – у тебя мысли этим забиты, это постоянно здесь витает. Дети же видели: папа занимался чем-то интересным, двигался к цели. Я считаю, это правильно».
Хотел узнать, нужно ли это людям
Строительство ботика потребовало не только времени, но и денег: практически весь проект Александр Бойцов делал на свои средства. Когда корпус был готов, дело оставалось за парусами. Для реплик исторических кораблей их изготавливают из специальной плотной и довольно дорогой английской ткани.
«Это для меня не маленькая сумма. Разом я вложить ее не мог, а уже был на финишном этапе: все готово к спуску. Кредит брать не хотелось. Поэтому решил попробовать такую возможность, как сбор средств и заодно посмотреть, насколько проект будет важен и интересен людям».
Сбор на паруса для «дедушки российского флота» Александр запустил на краудфандинговой платформе Планета.ру в конце октября. Проект выстрелил: за полтора месяца люди собрали даже большую сумму, чем нужно: свыше 130 тысяч рублей. Так что хватило не только на паруса, но и на флаги. Александр отметил: деньги приходили не только от томичей или Россиян, но единично даже из других стран.
«Надежда собрать была, ожиданий и уверенности не было. Я нормально так заимел друзей благодаря проекту. Например, московский режиссер театра собрался и сюда прилетел, помог, мы сдружились. И много вообще хороших отзывчивых людей, я такие письма получал! Сейчас уже интерес поутих».
На воду бот спустили 5 августа 2017 года. А спустя год Александр уже отправился на нем в двухнедельный поход по Томи и Оби с командой из 5 человек: также не профессиональными моряками.
«Восторг был, когда первый раз опускали на воду. А когда пошли в поход, уже спокойно отнеслись все. Это же труд, у каждого свои обязанности. Я был на весле, если надо было грести, управлял гротом. Конечно, идти под парусом всегда приятно. Но бывает, что ветра нет, комары, когда причаливаете — надо тащить дрова, готовить, все уставшие, под солнцем – это утомительно. Но если все решить на берегу — кто за что отвечает — проблем не будет».
А вот в этом году весла остаются сухими: ботик отдыхает в гараже Александра, чтобы к следующему старту навигации вновь бороздить реки (может, и моря).
Когда родился не в тот век: о реставрации и рисунках
Любовь к старине проявляется в Александре не только через строительство корабля: наш герой для своего удовольствия реставрирует старинные предметы мебели, например, самая старая вещь в его доме — стул 19 века, который он привел в порядок.
«Реставрация для меня — это дело для души. Старинная вещь лежит вдребезги разбитая, а ты знаешь, что она выглядела нормально, и приложив усилия, желание, можно ее восстановить. Когда прикасаешься руками, грязь счистишь — как будто туда переносишься».
Также Александр с детства любит рисовать. Даже недолго поработал художником и рисовал афиши для клуба завода режущих инструментов на Учебной. Однако недавно начал продавать свои рисунки. (Мы в редакции сначала приняли их за черно-белые фото, настолько тщательно прорисована каждая мелочь). Со всем этим наборов качеств и умений, Александр бы отлично вписался как в наш век, так и в XX, со всеми его открытиями. И сам герой признается: он бы хотел побывать в том времени.
«Пик расцвета человечества, развития механики пришелся на 1900-1930-е годы. Там такие удивительные вещи делали: посмотрите на старые пароходы, паровозы, пишущие машинки. Мне вообще нравится, когда люди что-то делают. Если ничем не заниматься — это скучно».