Любовь к книгам — это то, что кому-то из нас пытались привить с детства. Кто-то получал огромные списки на лето в школе, а кто-то четкое распоряжение от родителей: прочесть ту или иную книгу от и до. В любом случае, далеко не все из нас могут назваться истинными книголюбами, но любимые произведения можно найти практически у всех. Поэтому Tomsk.ru в День книголюбов поговорили с томичами и выяснили, какие же книги вызывают у них самые большие эмоции. Но обо всем по порядку.
Света и Борис Пастернак. «Доктор Живаго»
Из классической литературы чаще всего перечитывала «Доктора Живаго» Бориса Пастернака, особенно впечатлила последняя поэтическая глава. Она разлетелась на цитаты в моей жизни:
«Но сейчас идет другая драма, и на этот раз меня уволь»; «Жизнь прожить — не поле перейти»; «Сними ладонь с моей груди, мы провода под током»; «На озаренный потолок ложились тени, скрещенья рук, скрещенья ног, судьбы скрещенья»
Из детских книг в нашей семье любимая — «Мишкина каша» Николая Носова. Дети с удовольствием находят сходство между собой и героями рассказов этого писателя.
Маша и Муни Витчер. Книги о приключениях Нины
Сейчас у всех, кому немного за 20 сведет олдскулы. Потому что моя любимая книга, точнее серия книг, это книги про девочку Нину, от писательницы Муни Витчер.
В свое время мне так и не удалось собрать все книги, но штуки четыре у меня точно было: стояли цветные на полке и радовали глаз. Помню, что в школе мы ими обменивались, потому что у кого-то была только третья книга, а у кого-то — четвертая. Потом я передала их в наследство младшей сестре и сейчас их судьба неизвестна. Так случилось, что в детстве меня обошли книги про «мальчика, который выжил», Таню Гроттер и Мефодия Буслаева, но девочка Нина и ее приключения прекрасно восполнили эту потерю. Спустя столько лет сложно пересказать сюжет или перечислить имена основных персонажей, но воспоминания об этой серии книг у меня исключительно теплые и приятные.
Влад и Стивен Пинкер. «Лучшее в нас»
Очень обнадеживающая книга, в который канадский нейропсихолог и лингвист на исторических примерах показывает, как уровень насилия в мире неуклонно снижается. К таким утверждениям обычно относятся скептически, потому что привыкли видеть насилие в новостях и принимать это за общую картину. После 24 февраля такую книгу очень сложно воспринимать адекватно, но это неплохой способ сохранить веру в человечество.
«Сегодня люди западной культуры сами определяют рамки своей религиозности. Когда они исповедуют веру в домах молитв, то делают вид, что согласны с принципами, почти не изменившимися за 2000 лет. Но когда доходит до дела, они подчиняются нормам ненасилия и толерантности»
Юля и Кир Булычев. «Приключения Алисы»
Кир Булычев серия книг «Приключения Алисы». С этими книгами родители привили мне любовь к чтению. С начала мне читали их на ночь, потом, чтобы быстрее узнавать сюжет, я научилась читать сама. Мне самой хотелось пережить все путешествия в космосе и в разных эпохах, как Алиса. С ней было легко себя ассоциировать и ставить в пример. Еще у меня такие же фамилия и отчество как у главной героини, а в университете друзья называли Алисой.
Слава и Александр Рудазов. Цикл эпического фэнтези «Архимаг»
Очень долгое время я был жертвой каких-то убеждений, ну вот нельзя говорить, что твоя любимая книга — это что-то не особо высокопарное или величественное. Да, такие я тоже люблю, но «Архимаг» — это та самая страсть, которая заставляет вернуться к прочтению снова и снова. История бессмертного шумерского архимага, который решил обмануть демонов Лэнга и умереть на 5000 лет, чтобы воскреснуть и дать им беспощадный бой, попала ко мне совершенно случайно. В одном детском лагере был мальчик, который читал распечатанные листы А4. Мне стало интересно, что это у него там такое, и он поведал мне про «Архимага». Даже подарил эти самые распечатки, но это были две книги из середины цикла, так что пришлось как-то разбираться с хронологией повествования. Было сложно, но в итоге весь «Архимаг» был прочитан, и будет перепрочитан еще много и много раз. В этом у меня нет никакого сомнения. Потому что такого размашистого и продуманного мира еще нужно поискать, а войны колдунов, описанные принципы работы магии и вселенские законы произведений, а также лавкрафтовские демоны и боги в качестве антагонистов — все это цепляет просто мертвой хваткой интереса и уже не отпускает.
Ира и Дэниел Киз. «Цветы для Элджернона»
Обожаю книгу «Цветы для Элджернона» Дэниела Киза. Для меня это как фильм «Хатико», на каком бы моменте я не включила его — начинаю реветь. С книгой тоже самое. Очень трогательная история.
«Мне плохо. Это не та болезнь, которую может вылечить врач, она внутри, у меня в груди. Там все пусто, как будто мне вырвали сердце»
Настя и Теодор Драйзер. «Американская трагедия»
«Американскую трагедию» Теодора Драйзера мне в 14 лет посоветовала прочитать мама. Ну как посоветовала — вручила книгу и сказала «читай, это нужно прочитать». На тот момент это была самая толстая книжка, которую я держала в руках. Но прочитала ее на одном дыхании. Увлекательная и поучительная история, основанная на реальном случае убийства парнем своей девушки в 1906 году. Теперь я понимаю, почему мама так хотела, чтобы я это прочитала. Несмотря на то, что прошло уже почти 100 лет с момента публикации романа, эта история не потеряла своей актуальности. Думаю, что люди во все времена искали лучшей жизни, были подвержены своим страстям и делали ужасные вещи, преследуя собственную выгоду. Роман учит трезво оценивать романтические отношения и разбираться (хотя бы попытаться разобраться) в людях.