Школа, уроки, репетиторы, дополнительные курсы – немало детско-родительских отношений поломалось об учебный процесс. Как сделать его увлекательным и максимально безболезненным – рассказывает томский детский психолог с 25-летним стажем Ирина Кустова. Особенно актуально в преддверии начала учебного года. Он станет гораздо легче, если соблюдать эти правила.
Правило №1 «Нагрузки»
Особенно в первой четверти у ребенка должно быть достаточно времени для отдыха и времени, в которое только он сам решает, чем хочет заниматься. Особенно после долгих каникул нагрузка должна быть постепенной для здоровой психики ребенка.
Правило №2 «Выполнение домашних заданий»
Важно научить ребенка учиться, сделать это его ответственностью. Чтобы выполненные уроки были в его же интересах.
Запомните алгоритм:
- родитель показал
- сделали вместе с ребенком
- ребенок делает сам
Используйте алгоритм позитивной критики:
- отметить то, что получилось
- обратить внимание ребенка на то, что можно улучшить
- снова отметить то, что получилось хорошо
Такой алгоритм оставит желание пробовать учиться и сохранит ваши отношения лучше критики.
- Начинать выполнение домашних заданий желательней с письма. Можно чередовать их с устными задачами.
- Помните, что в разном возрасте ребенок может концентрировать внимание на разное количество времени
Поэтому обязательно делайте перерывы и давайте отдых.
Правило №3 «Поддерживайте»
Запомните фразы, которые точно подбодрят и продемонстрируют вашу поддержку:
- Похоже, тебе самому нравится, как у тебя классно выходит
- У тебя все получится! Я в тебя так верю!
- Я верю, что ты справишься
- Ну как красиво ты умеешь писать! Очень аккуратно!
- Ты так отлично учишься по изо/физре/литературе (выберете свое). Я вот совсем не умею рисовать, научишь меня!?
- У меня в школе тоже бывали тройки. Это не повод расстраиваться, давай вместе подумаем, как можно исправить?
- Я всегда готова помочь, если ты попросишь
- Спасибо, что соблюдаешь договоренность и делаешь уроки до того, как идти гулять
- Ты так старался над этой Олимпиадой! Давай отпразднуем твой результат?
Правило №4 «Любыми способами сделайте тему школы положительной»
«Найдите точки, в которых вопрос школы становится максимально невыносимым для вас и для ребенка (они не обязательно совпадают). Целенаправленно обсудите, как это можно исправить. В таком мозговом штурме никто ни в чем не виноват и не агрессирует, вы просто из интереса ищите классный вариант, как избавиться от тяжести школьных будней. Проговорите, кому что не нравится и, как бы вам хотелось. Проявите творчество – пишите, рисуйте, разыгрывайте сценки. Экспериментируйте и не сдавайтесь», – рассказывет Ирина Кустова.
Правило №5 «Отдайте детям то, что они в силах сделать сами»
«Все родители хотят детской ответственности в теме школы. И почти все контролируют сделаные уроки, собирают портфель, будят в школу. Парадокс, правда? У вашего ребенка не будет шанса на инициативу, самостоятельность и ответственность, пока вы указываете ему, что, когда и как делать. Ребенок в 8 лет в силах встать по будильнику. Только чувства ребенка, опыт и последствия опаздания могут настроить «внутренний будильник». Такие умения, как собрать портфель, приготовить форму, не забыть сменку и еще много всего, важно учить, соблюдая алгоритм: родитель показал – сделали вместе с ребенком – ребенок делает сам. Так происходит передача любой ответственности. Просто у всего свой срок первых двух этапов».
Правило №6 «Перестаньте говорить с ребенком в повелительном наклонении»
«Куда ты собрался? Марш в комнату учить русский!» или «Сын, у тебя завтра контрольная? Что планируешь сделать, чтобы написать ее хорошо? Могу ли я чем-то помочь?» – чувстуете разницу? Вообще, правильный вариант — третий, когда контрольная беспокоит самого ребенка, а не родителя. Но суть данной рекомендации в вашем посыле – либо вы рядом и направляете, либо вы наваливаете сверху».
Правило №7 «Помогите ребенку привлечь в обучение именно его таланы и интерес»
«Вы как близкий человек, который поддерживает, можете помочь ребенку найти интерес в том, что ему сложно дается. Например, если он любит кататься на самокате, то физика поможем понять, как выполнять трюки. Если любит путешествовать или хочет жить в другой стране – это повод учить языки».
Еще один важный фактор – дать ребенку получать собственный опыт. Даже если он будет не очень положительным. Ведь главное не то, что мы ошибаемся, а как мы это исправляем – невозможно учиться без неудач.
Но главное, по мнению Ирины Кустовой, помнить, что уроки и оценки никогда не могут быть бОльшей ценностью и важностью, чем отношения с ребенком. Родители часто это забывают. Потому что школа ооднажды закончится, а ваши сформированные за 11 лет школы отношения останутся с вами.