Пышные юбки, марокканский янтарь, огромные розы на голове, кисточки, а на руках браслетов столько, что их даже трудно поднять. Все это Ксения Гусева надевает на себя, чтобы выйти на сцену и станцевать удивительный экзотический танец трайбл. Это название многим в Томске не знакомо, между тем в нем соединена культура многих народов. Ксюша рассказала об этом танце, преподавании и вещах с историей в проекте «Необыкновенный человек».
Танец племени: как танцуют трайбл
Трайбл — это племенной танец (от английского tribe – племя). Простыми словами — современный этнический танец с элементами фламенко, танца живота, индийских, египетских и других. Сейчас он включает в себя много подстилей, однако в Томске представлены 2 его направления: ATS® (American Tribal Style) или FCBD® и Tribal fusion. В том виде, в котором трайбл существует сейчас, он зародился в Америке в конце 1980-х годов. Родоначальницей считается итальянка американского происхождения Каролина Нериккио, объединившая различные этнические восточные танцы в систему танца для своей студии. Так что АТС — это коллективная импровизация на основе базовых движений. А движения головы, рук и бедер ведущего танцора подсказывают остальным, как двигаться дальше. Трайбл Фьюжн развивали параллельно другие танцовщицы на базе тех же движений и постановки корпуса.
«Этот танец придумывался одними женщинами для других женщин. Сейчас и мужчины могут его танцевать, но все-таки изначально он — про поддержку. Здесь нет соревновательности, конкурсов, есть только выступления, где поддерживают даже начинающих танцовщиц. Это философия: если человек вышел на сцену — он уже молодец. Трайбл-танцовщицы поэтому принципиально не участвуют в конкурсах. Мы за красоту, движение, музыку и принятие. Ты можешь быть любого возраста, комплекции и подготовки».
К тому же танец обладает уникальной историей, и Ксюша знает ее отлично. Так, Фламенко, многие из движений которого вошли в Трайбл, уходит корнями в Индию, откуда свое искусство танца несли в другие страны кочевники-цыгане.
«Какие-то вещи я узнавала постепенно. Наша преподавательница из Москвы Светлана Дворецкая-Вьяс, к которой мы регулярно ездим на мастер-класс, была в разных странах, собирая историю, знания и элементы костюма; рассказывала нам, чтобы мы понимали танец глубже».
История в каждой вещи
От Ксении мы узнали, что часть кочевников из Европы пошли по Балканам, Югославию, Сербию, другие — через Египет и Турцию. И когда они все собрались в Испании — родилось Фламенко. Именно поэтому костюм танцовщиц Трайбл такой пестрый и разнообразный. Это индийское чоли, лифы, расшитые монетами и ракушками, высокая клумба-прическа, естественные цвета. При этом многие элементы костюма даже томских танцовщиц собраны из разных уголков мира. Например, у Ксюши есть любимые марокканские бусы из янтаря, китайская шпилька династии Мяо (Хмонги), множество браслетов (например, боевой шипастый гохру или маленький «морошка»). Даже верблюжьи украшения Сае-гоша стали частью образа танцовщиц.
«Низом мы в танце заземляемся. Бедра всегда богато украшены: это пояса, кисти, «напопники», чтобы все разлеталось. Также мы утяжеляемся браслетами – они должны быть видными, старинными, не блестящими. Моя преподавательница говорила: если ты надеваешь столько браслетов, что уже не можешь поднять руку – сними только один. Например, гохру – настоящий боевой браслет. Пришел к нам из кочевых племен, когда женщины носили все железо на себе. Во-первых, это ценно, можно продать, если тебя выгонит муж или на твое племя напали. А шипы любые даже маленькие- с целью обороны. Это реальные исторические вещи».
АТС — мультиэтнический танец,и у него есть свой дресс-код: в мире есть даже специальные трайбл-магазины, где продаются «правильные» браслеты из разных стран. Танцовщицы знают, чем марокканский янтарь отличается от обычного, а также какой ценой обладали ракушки Каури, сейчас более распространенные в трайбл Фьюжн.
Преподавание никогда не было моей мечтой. А вот интерес к этнике был всегда
Сама Ксюша с детства увлекалась этникой: читала книги, слушала турецкую музыку, была в восторге от мультфильма «Аладдин». И как только увидела трайбл, поняла: именно этот танец хочет танцевать.
«Я с детства занималась многим, но мне всегда нравилось выступать, и я люблю выступления. В трайбл я пришла в 2013 году: за год до этого в интернете случайно увидела одно выступление американской танцовщицы. Мне стало интересно, что это такое. Я начала гуглить, не находила. А подруга потом сказала, что в городе есть место, где преподают танцы, которые я хочу».
Сначала Ксюша только танцевала и выступала. А потом волей судьбы стала преподавателем в направлении АТС. При этом признается: именно свое направление полюбила не сразу.
«Я хотела танцевать трайбл-фьюжн именно по тому выступлению, которое увидела. Хочу так же двигаться, это что-то потрясающе. И в ту студию, в которую я пришла, было условие: база нарабатывается в АТС. И вы не пойдете во фьюжн пока не будете ходить в АТС. Можно и туда, и туда, а дальше развивать другое направление. Но со временем меня затянуло это. Преподавать было страшно и интересно, хоть это никогда не было моей мечтой. Я просто готова была поделиться знаниями и базой, которые у меня были. Артисткой я хотела и хочу быть больше, выступаю с учениками, если они готовы и хотят».
Мы не сразу поняли свой формат и аудиторию
Трайбл в Томске не так сильно распространен: многие люди, даже связанные с танцем, не знают, что он из себя представляет.
«Это трудно объяснить, если ты не видел. И все, кто остается в нашем направлении, не могут объяснить, почему любят его. Это танец не для всех. Мне он зашел, я в нем раскрываюсь, стала больше слушать музыки любой. И ты слушаешь ее в рамках того – а как я смогу это станцевать, а подойдет ли это под какой-то формат. И все, это насовсем, уже не будешь воспринимать по-другому».
Сейчас танцовщицы выбрали для себя ярмарочный формат, уличные этно-фестивали, как Амани-фест, этнические концерты, отчетные концерты студий других направлений, которые также видят красоту такого танца. Однако поначалу АТС-танцовщицы искали свою аудиторию, танец «заходил» не всем.
«Зрители в целом воспринимают хорошо. Зависит от публики и уместности мероприятия. Раньше, когда мы хотели популяризировать это направление, мы пробовали, вписывались в разные проекты. И иногда зрители были слегка в недоумении: «Что происходит?» Сейчас мы знаем, какие мероприятия нам подходят – и мы не в любое пойдем. В основном это танец веселья, радости, очень яркие костюмы пестрые с большой историей. Поэтому очень интересно рассказывать, если тебя спрашивают. Если формат мероприятия нам подходящий – всем нравится, подходят фотографироваться. Если это не наш формат – мы особо не светимся».
Кстати, трайбл ценен еще и тем, что, зная базовые движения, ты сможешь станцевать его с абсолютно незнакомым человеком, в этом особенность коллективной импровизации.
«Я танцую под музыку, которую люблю. Если музыка не нравится – не получится. И точно так же нельзя танцевать с людьми, которые тебе не близки, а вот с теми, кого не знаешь — можно. Если человек танцует понятные тебе движения, в любой точке мира ты можешь с ним станцевать, даже не разговаривая. Я так делала в Новосибирске, это очень круто. Мы не разговариваем во время танца, мы общаемся движениями, это поддерживает и заряжает».
Танец — это не отдушина: о второй работе
Помимо того, что Ксения преподаватель танцев, также она работает в областном Онкодиспансере специалистом по связям с общественностью. Говорит: на работе о ее второй профессии знают буквально несколько человек.
«Танец – это не отдушина и никак не соприкасается со второй работой. Это просто еще одна работа и я делаю то, что я должна и могу и там, и там. И я везде делаю то, что могу делать. Если что-то не могу – значит, пора уходить».
В Онкодиспансер Ксюша попала также волей случая: без опыта работы, однако влилась и работает там уже 3 года. И не рассматривает танец как способ разгрузиться и отвлечься от переживаний.
«Общее в той и в другой работе – для меня это везде командная работа. И это ощущение поддержки постоянно – что вы вместе, у вас единый организм, это меня очень наполняет и это круто. У меня ни с какой работой не было ощущения, что это именно то место, где я должна быть. Но это тоже командная работа. Если нам удается совместными усилиями помочь человеку разрешить его ситуацию в данный момент, что-то ему сказать и куда-то направить, то да, я испытываю кайф».