Можно ли папу, который много времени посвящает своей работе назвать супер-отцом? Можно и нужно, если он включен в воспитание своих детей. Илья Голосуцкий — папа двоих сыновей, Ярослава (3,7 года) и Артемия (7 месяцев). Илья ведет городские мероприятия в Томске и не только, работает на радио, занимается множеством проектов и живет по принципу «сон для слабаков». При этом наравне с супругой Александрой включен в воспитание сыновей. Рассказываем, как папам-трудоголикам оставаться интересным для своих детей и помогать им развиваться не только финансово.
Поощрять творчество и давать пробовать разное
Илья — любитель кружков и секций с детства. Поэтому он умеет всего понемногу: и играть в настольный теннис, и петь, и танцевать бальные танцы, и играть на фортепиано. И к такой творческой жизни чуть позже планирует привлечь детей.
«Творчество – это неотъемлемая часть в жизни каждого из нас. Оно позволяет нам улыбнуться лишний раз. Творчество, вокал, спорт… Мне было безумно интересно заниматься всем понемногу и мне кажется, из меня получился мальчишка неплохой. Хочется, чтобы и ребята тоже всему помаленьку научились и потом смогли бы сделать то, что им надо»
Практически весь день Ильи состоит из разных переговоров. Сейчас он подносит ладонь к руке и делает один из важных звонков: из-за дивана ему звонит Ярик.
— Але. Ты на парковке? Давай, припаркуешься – позвони.
И такой полу-серьезный полу-шуточный подход Илья применяет во всем, что касается детей. Ярику интересны цифры, машины и самолеты. Папа также учит его всему понемногу: убираться в своей комнате, заниматься спортом через игру, учить цвета, названия растений и цифры. А благодаря познавательным роликам мальчик научился считать от 1 до 100 и обратно на английском без ошибок.
«Сейчас у него фетиш по циферкам – мы работаем с ними. Складываем, считаем все – только потому что сейчас ему это интересно. Все же меняется: каждый день – новый интерес. Есть коллекция машинок – мы ее не бросаем. Моем, чтобы он научился убирать то, что разлил. Расставляем их по парковочке, чтобы ничего не валялось. Через игру стараемся сделать так, чтобы обычные позитивные вещи стали привычными. Мы приучаем, но даем понять, что так это и работает».
Некоторые детей до года на руки не берут. У нас не так: о распределении обязанностей
Илья — трудоголик и из-за специфики профессии работает тогда, когда люди с обычным графиком работы отдыхают. Поэтому с детьми проводит не так много времени, однако компенсирует это большой включенностью и отзывчивостью к сыновьям и супруге.
«Я папа, которого периодически нет дома. Но мы пользуемся возможностью будних дней – вечерком походить, погулять, покататься, поржать, поесть вкусно. Поэтому являюсь ли я идеальным отцом, который 24/7 находится с детьми – нет. Но так и есть у 95% семей. Если жизнь складывается так, что мужчина зарабатывает деньги – почему бы этим не заниматься? Хочет ли моя жена работать – да, конечно. Сходит ли она с ума с двумя детьми – да, конечно. И если возможность будет выйти на работу – супруга выйдет. При этом получится ли у меня остаться 1 на 1 с детьми – конечно да! С Яриком в первый раз остался на 6 часов, когда ему было 2 недели. И сейчас каждую неделю я остаюсь с ними на пару-тройку часов и мы находим чем заниматься, меня это не пугает».
Илья признает: пока дети маленькие, мама им необходима больше, чем папа. Однако со старшим сыном он придумывает больше игр, активностей, может придумать, как превратить любой предмет в доме в реквизит и использовать его необычным образом.
«Некоторые мои друзья говорят, что они принципиально до 6 месяцев или даже до года не берут детей на руки: боятся что-то сделать, неправильно взять. Понятно, с первым ребенком опасения есть. Но со вторым-то уже полегче, дальше еще проще».
Отстаньте от детей в хорошем смысле
Интересно, что Илья по образованию — детский психолог. И хоть по профессии он не работал ни дня, на интуитивном уровне знает, что и как делать. И речь не только о детях.
«Я был тот самый студент, который, когда закончил, сделал «ФУХ! Как классно». Что-то да помню, но не использую в воспитании осознанно. Могу ли я навыки применить, которые приобрел во время учебы – фактически нет, но работать с людьми – моя профессия. Мероприятия – это же тоже игра, только со взрослыми. Есть задача – удержать внимание, развлечь. Мы эти задачи через игру все переворачиваем и получаем результаты».
Именно поэтому профессиональные навыки помогают Илье и в семейной жизни: объединить детей в игру, привлечь внимание и вызвать интерес к своим словам.
Здесь нет запрета на телефон: дети могут смотреть его во время еды, комбинируя приятное с полезным, либо немного перед сном, чтобы успокоиться.
«Как раньше родители справлялись без гаджетов – непонятно. Потому что внимание нон-стопом они забирают себе. У мамы. А у меня – как получится, когда я дома – с удовольствием».
Принципы гиперопеки и «гонки» со сверстниками родителям-Голосуцким не близки. Именно поэтому принцип «Отпусти и забудь» применим как к детским капризам, так и к особенностям любого ребенка, которые отличают его от других детей.
«Как нам сказал один педиатр – отстаньте от детей. Разговаривает не так, как сверстники, что-то делает или не делает, как все — отстаньте от детей в хорошем смысле. Всему свое время. При этом должна быть направленность на развитие. С детьми я иногда педантичный, скрупулезный. В легко правильности у меня есть пунктик. Одеть ребенка в цвет, куда-то поехать ровно на часик, если условились, выполнить обещание: дорисовать, досчитать, долепить до конца».
Илья уверен: никто никому ничего не должен. Но если хочешь, чтобы твои дети чему-то научились, тогда нужно вложиться в них.