Томич Виталий Глинкин – переводчик и востоковед. Владеет китайским языком и отлично знаком с культурой Поднебесной. Впервые он оказался в этой стране в 2007 году. С тех пор он успел закончить там университет, а сейчас живет и работает в провинции Цзянсу. Мы узнали у Виталия что его больше всего удивляет и восхищает в Китае и китайцах.
Характер, которому 4000 лет и непонятые языки
Виталий признался, что больше всего его удивляет скорость изменений, происходящих в стране. Стройки не прекращаются не на минуту, и знакомые места изменяются до неузнаваемости буквально за считанные месяцы.
«Но при этом, как бы страна не менялась и люди не прыгали экономически, культурно страна умеет себя сохранять. То есть, снаружи какие-то глобальные изменения бешенные, а внутри все тот же характер, которому 4000 лет», – рассказывает Виталий Глинкин.
Виталий убежден – сколько бы лет иностранец не прожил в Китае, сколько бы городов не посетил, он никогда не сможет постичь культуру полностью и узнать весь Китай. Причина хотя бы в том, что вся страна говорит на разных языках! В жители соседних деревень могут совершенно не понимать друг друга.
«У них есть официальный литературный китайский язык – путунхуа. Я знаю только его и на работе общаюсь именно на нем. Китайцы тоже между собой на работе общаются на нем, потому что они не знают диалекты друг друга. Некоторые слова я знаю на южном фуцзяньскома диалекте, просто потому что специально спрашивал, как будут звучать отдельные слова и фразы, но владеть диалектом – это почти нереально».
Как это есть?
Много удивительного и в китайской кухне. По словам Виталия, иностранцев всегда удивляет размер китайских порций, и сначала все заказывают одно блюдо на двоих, но уже через несколько дней могут осилить его самостоятельно. Неожиданным оказывается и вкус блюд.
«Я помню свой первый день в Китае в 2007 года. Мы приехали и еще толком не знали язык, пошли в магазин купить что-то поесть. Нашли кальмарную стружку, которая у нас к пиву идет. Мы купили, вскрыли, а она оказалась сладкая. Мы не поняли, как это есть. Пошли купили финики, открыли, а они оказались острые. Это мы тоже не поняли как есть и для чего это нужно».
Еда в Китае очень разнообразная, как и языки. В каждой провинции своя кухня и национальные блюда. И даже повсеместно распространенные блюда в каждом регионе будут иметь свой вкус. Любимое блюдо Виталия Глинкина имеет очень поэтическое название – три земных свежести.
«Это жареные баклажаны, жареный перец и жареная картошка, и все это вместе еще раз пережарено с соевым соусом, сахаром и еще какими-то добавками. Блюдо очень жирное. На севере страны оно было поострее, здесь немного послаще. Но у него очень яркий узнаваемый вкус».
Главное – не потерять лицо
Привычное зрелище заграницей – большая толпа китайцев, которые что-то очень громко обсуждают. В самом Китае такое поведение не особенно распространено – на работе принято быть сдержанным. И иностранцу очень сложно бывает понять – что же на самом деле на уме у твоего вежливого собеседника.
«Эмоции не принято показывать. Принято всегда держать лицо, и китайцы очень боятся его потерять. То есть фонтанирование эмоциями, размахивание руками, крики, как, например, у итальянцев, такого здесь нет. Это восток, а восток – дело тонкое. Нужно достаточно неплохо понимать эту страну и уметь читать между строк – что тебе сказали, и что тебе не сказали».
Государству доверяют, правила соблюдают
В разгар пандемии коронавируса Виталий Глинкин жил в России, и прекрасно знает все меры, принятые у нас. И был очень удивлен, когда приехал в Китай – там до сих пор меры гораздо жестче, чем были в России в самые пиковые месяцы. И их все соблюдают!
«Неделю назад в моем городе на 4,5 миллиона населения нашли двух заболевших. И каждый день все жители города очень организованно, достаточно быстро, без особых очередей сдавали тесты. Мы за неделю сдали их шесть раз – то есть каждый день. В масках ходят все и везде. В любые приличные места – магазины, библиотеки, на работе, в банке, у тебя обязательно потребуют быть в маске и потребуют обязательно предъявить код здоровья на телефоне, который показывает, что ты не болел ничем, не был в контакте с заболевшим и который позволяет точно отследить твое местоположение».
«Они очень дисциплинированы. Думать они могут по-разному, споры на кухне, конечно, бывают, но они пойдут и сделают, потому что своему государству более или менее верят».
По словам Виталия, китайцы люди очень закрытые и выдерживают дистанцию даже между собой, а уж о доверии к иностранцам говорить особенно не приходится.
«У всех, конечно, разный опыт. Есть те, кто заводят в Китае семьи и прекрасно живут и себя чувствуют. Но это встречается очень редко, обычно дистанция очень жесткая. Лично я дружил с китайцами только в России и то это был очень длительный процесс. Здесь у меня ни с кем близких отношений пока не сложилось».