Знаете ли вы, что такое «подзаборинг»? Если нет — спросите у споттеров. Это те, кто фотографирует самолеты с наиболее близкого расстояния и делают лучшие авиационные кадры. 17-летний Семен Вайсман — один из таких «небонутых» (тоже споттерский термин), кто обожает авиацию, знает много тонкостей и уже 5 лет делает захватывающие кадры.
Разбудил дедушку в 5 утра и сказал: я хочу поехать поснимать самолеты
Семен — авиатор, и споттинг — лишь одно из проявлений его увлечения. Споттерами становятся те, кто погружен в эту тему, узнает в ней новое и видит красоту самолета. Со споттингом наш герой познакомился в 12 лет.
«С 6 лет я начал увлекаться авиацией, было интересно, кто самолеты фотает: может, Бог, я не знаю. Надо погуглить. Узнал про споттеров, нашел людей, которые этим занимаются в ВК, написал им, спросил – где и как можно поснимать. Отзывчивые взрослые дяди возраста моих родителей дали мне наставления и сказали: ну вперед. Это Леша Литвинов, Дима Костин. И в 12 лет я поднял дедушку в 5 утра, сказал: такова судьба, пора в аэропорт. Извини, но я хочу поснимать самолеты».
Первая съемка по качеству была не самой лучшей, зато самой впечатляющей: мальчик впервые увидел летящий самолет с такого близкого расстояния.
Увлечение поддержала вся родня: оба дедушки и родители. Они соглашаются везти парня в аэропорт ранним утром. А иногда съемки проходят на дороге между деревнями: именно там открывается лучший вид. Друзья тоже с интересом едут или везут парня к установленному месту: посадка самолета впечатляет всех.
«Подзаборинг»: об официальном и неофициальном споттинге
Этот забавный термин споттеры придумали не случайно: так и называется неофициальный споттинг.
«Это законом не запрещено, но просто ты снимаешь где-то в кустах, потому что в наше время аэропорты в доступных местах редко строят. Ты снимаешь на дороге, в зарослях и стоишь под забором – видишь, как над тобой в 100, 50 метрах пролетает самолет. Наши излюбленные точки – дорога до деревни Плотниково. Когда лето и нет дождей – мы на полях».
Официальный споттинг разительно отличается от этого: аэропорт может проявить инициативу о проведении споттинга. Выкладывает анонс, делает рассылает рассылку в СМИ, собирает заявки, паспортные данные. А затем (обязательно в светоотражающем жилете) запускает на перрон, где снять самолет можно на взлете или на посадке вблизи. Первый такой споттинг у Семена случился в сентября 2018 года (тогда у парня даже не было паспорта.)
«Я очень переживал, что сотрудники пресс-службы не одобрят мою заявку. Но одобрили. И это был даже по рассказам других споттеров один из интересных споттингов. Был сентябрь, хорошая погода, достаточное количество людей. Нас перевезли на ту сторону ВПП,и я оказался во всей движухе – это было круто. Вообще я снимал в Томске, Новосибирске и в Москве, предстоит ещё и в Санкт-Петербурге поснимать».
Три споттинга Семен выделил как особо запомнившиеся: первый, когда в томский аэропорт прилетал Ту-154 это, довольно редкий самолет, который используется только в вооруженных силах и в специальном летном отряде. Также, когда в Томск прилетал премьер-министр Михаил Мишустин, его команда и машины, на которых он передвигался прилетели на Ил-76 — это огромный, военно-транспортный самолет. А третий случай был в Домодедово, когда парню удалось снять двухэтажный самолет Airbus-380, тогда они летали из Дубая.
Кстати, юный авиатор рассказал об одной интересной особенности этих самолетов.
«Излюбленные звуки гидравлической системы на самолетах семейства Аirbus вызывают звук «лающей собаки». Когда двигатель запускается – начинается выравнивание давления в гидросистемах самолета. И происходит звук, будто что-то режут или лает собака. И пассажиры такие: «мы не взлетим,самолет сломан”. Но ничего страшного. Это просто особенность, которая для тех же Боингов не характерна».
Профессии споттер нет, это нужно любить
Споттингом в Томске, по подсчетам Семена, занимаются не более 15 человек. Кто-то не афиширует свое увлечение. Зато в Москве или Петербурге споттеры собираются в огромные сообщества. А в некоторых аэропортах Европы для споттеров специально создают огороженные площадки, чтобы сделать красивые снимки мог любой человек.
При этом споттинг может и приносить деньги: фото подобного формата покупают интернет-сми, авиационные блоги.
«В последнее время, когда мои фото притерлись в томских пабликах, уже нет потребности их раскручивать.Снимать я продолжаю в основном потому, что мне нравится авиация. И, хоть я знаю лишь малую часть, этого достаточно, чтобы понимать, что в самолете происходит. Когда я летаю как пассажир – во-первых, я очень уважаю бортпроводниц и не понимаю людей, которые в случае чего начинают нападать на них. Во-вторых, люблю звуки и ощущения, когда сидишь в самолете»
Помимо самолетов, наш герой любит иногда делать репортажные фото, снимать технику, периодически работает как фотокор для МЧС. Профессии споттер как таковой пока нет. Однако Семен планирует не бросать свое увлечение и глубже погружаться в тему авиации. При этом не в качестве пилота, а в конструировании самолетов.
«Человек может показаться шизанутым – ты фоткаешь самолеты. Но чтобы это делать, ты должен полюбить небо, авиацию, тогда желание проснется. Стоит задуматься – как 60, 70 а то и 100-тонная машина неистовыми силами на колесиках в небо улетает – это же интересно».