Объединение супругов, у которых уже есть подросшие дети, часто проходит непросто. Семья сразу становится большой, а с ней вырастают и задачи: как создать комфортный климат для каждого из детей и родителей, как выстроить взаимоотношения между детьми и как стать значимым взрослым в жизни ребенка, если ты не был с ним с младенчества. Задачи трудные, однако выполнимые. И это доказывает семья Кузнецовых. Александра жена Любава называет «супер-папой» не зря: супруги растят четырех детей Данила, Катю, Лизу и Радамира и помогают каждому из них найти свой путь в жизни, свой голос и опору в семье.
Я не был значимым взрослым в его жизни. Авторитет появился позже
Данил, самый старший в семье, появился в первом браке у Любавы. Катя и Лиза – у Александра. А младший Радамир стал общим ребенком пары. И в жизни Данила сам Александр появился, когда мальчику было 11 лет. Сейчас уже повзрослев, парень воспринимает Сашу как наставника и нередко обращается за советом или просто за тем, чтобы высказаться. Однако так было не сразу.
«Дети, наверное, иногда проще сходились. На первых порах с Данилом были довольно жесткие ситуации. Когда ему было 14-15, мы могли «пободаться». Я ведь до 11 лет не был значимым взрослым для него, а появился на равных, авторитет пришлось формировать со временем. И с ним приходилось эти разговоры потихонечку вести. В какой-то момент конфликты прекратились», — рассказал Александр.
Так, одной из действенных практик у семьи стала «свеча»: еженедельный вечер, где семья обсуждает конфликтные темы по определенным правилам: не перебивать, не критиковать, высказываться о своих чувствах и не обвинять.
«Мы тогда с Любой посмеялись, сели: «Сегодня узнали очень много о себе». Вы представьте, подростков посадили за стол и сказали: можете говорить, что хотите! И они в полной мере этим воспользовались. Там был ряд претензий, непониманий со стороны Кати, Данила. Но такие вещи имеют место. Зачастую им надо выговориться. Подруга с дочерью тоже так делала – наливает чай и сидит пьет маленькими глоточками, чтобы не вставлять ничего и не перебивать», — рассказал Александр.
Тема соединения семей часто может быть болезненной, отметил наш герой. Сложности могут быть как со стороны детей, так и от родителей.
«Лиза так и живет – пополам напополам. Раньше бывало, отведу ее к маме, смотрю, плачет: «я не хочу выбирать между тобой и мамой». С Катей в какой-то момент во время учебы было мое решение, чтобы она жила у меня. А сейчас ей так комфортнее. Младшей также сложно воспринимать Любу – ни как маму, ни как подругу. Роль не до конца понятна и ее приходится доносить. Здесь кроме честного разговора ничего не поможет: «Сейчас так – мы по-другому не можем, давайте решать, как мы будем». И эти вещи решались», — рассказал Александр.
Вовлекать детей в жизнь, чтобы они чувствовали свой вклад и сопричастность
Проводить время со своими детьми можно и нужно по-разному, считает Александр. Так, общесемейные вылазки позволяют детям почувствовать общность, даже если внешне их интересы не пересекаются. Это могут быть велопрогулки, поездки на природу, вечера разговоров, ужины или общий труд.
«С подачи супруги в этом году посадили картошку. Сама картошка меня не впечатлила – проще купить в магазине, но это была как трудовая семейная практика, в которой дети чувствуют свою сопричастность и могут потом вместе с вами отпраздновать успех», — рассказал Александр.
С Лизой и Радамиром Александр часто отправляется на велопрогулки, организует семейные походы, занимается в проекте «Отцы и дети», где сам является куратором и привлекает Лизу как младшего инструктора.
Папа, по мнению Саши, должен быть примером, а также границей, которую дети должны осознавать. Простраивать правила, устои и ценности. Причем в первую очередь – в своей голове. Так, в семье есть правило: не использовать телефон на кухне и во время разговора с другим человеком. И оно действует не только для детей, но и для родителей.
Также родители должны быть проводниками во взрослую жизнь и создавать для ребенка условия роста, развития и принятия ответственности. Например, Александр привлекает Катю и Данила к делам своей фирмы, а младших детей – в жизнь детских проектов.
«Это максимальное включение детей в свою жизнь. Чтобы они пробовали роли сотрудников, помощников или наставников. На мой взгляд в современном мире потеряна связка, когда ребенок видит родителей во время их труда, важных дел. А не просто знают, что ты где-то работаешь. Я стараюсь дела вести так, чтобы детей к ним подтягивать», – отметил Александр.
Детям нужно дать напитаться отцом
Помимо общего времяпрепровождения, важно оставаться с ребенком один на один – отдельно маме и папе. Это дает возможность «напитаться» родителем и решить даже те проблемы, о которых не поговорили.
«С определенного момента я начал в течение недели со всеми по очереди из детей встречаться. Старшую дочь мог в кафе позвать, пиццу поесть. Потому что они начинают какие-то вещи раскрывать, которые в общем кругу не раскрывают. А с другой стороны это позволяет им «напитаться» отцом, скажем так. Вроде, разговариваем на какие-то темы, напрямую не связанные с проблемами. Но в итоге понимаю, что у нее стабилизируется эмоциональное состояние. Что-то поменялось, о чем она не хотела говорить. По сути здесь значения не имеет, о чем говорить – с Данилом иногда такие глубокие темы разбираем, а бывает просто чай попили. С Катей был момент, когда она вошла в не очень хорошую компанию. Вот тогда началась активная фаза разговоров, и через них все решилось. Просто внимание ребенка надо было перевести на нее саму. Чтобы сама задумалась, с кем она общается и зачем ей это нужно. И без всяких запретов она поняла, что та компания, в которой она находится, ей не нужна», — рассказал наш герой.
Каждый ребенок для Александра – одинаково родной. И они действительно не похожи друг на друга: например, Данила Саша называет одновременно мудрым и наивным, Катю – наоборот, слишком взрослой, способной справляться с кризисами, Лизу – упрямой и целеустремленной, а Радамира – открытым и активным.
«С Данилом мы можем очень серьезные темы поднимать. Мне кажется, до него не всегда даже полностью доходит глубина того, что он говорит. Катя, когда начала расти, впервые заставила меня задуматься о своих жизненных устоях, копировала меня в чем-то. Она взрослая не по годам и может сама справляться с кризисами. Средняя дочка очень упрямая, если направить ее в нужное русло, она на своем пути будет все сметать. В детстве была ситуация – увидит камушек по дороге в сад. И проще подождать, пока она его рассмотрит. Либо ее надо было взять орущую под мышку и идти. В Радамире природная жажда роста и исследований максимально поддержана», — поделился Александр.