«Как думаете, для чего это штырь?» – такой вопрос городской гид Екатерина Кирсанова частенько задает людям на своих экскурсиях. Самый популярный ответ – чтобы лошадку привязать. Но на самом деле у них была куда более важная функция, они помогали купцам защищать витрины торговых лавок. Каким образом? Рассказываем в нашем материале.
Конец XIX-начало XX: в Томске происходит бум строительства коммерческой недвижимости. Предприниматели, купцы, чиновники строили так называемые доходные дома, потому что Томск был не только единственным университетским городом за Уралом, но и одним из ключевых торговых центров, поэтому выгодно было построить в центре города доходный дом, чтобы сдавать помещения в аренду. На верхних этажах, чаще всего, располагались конторы и гостиницы, реже – квартиры. А на первых этажах – магазины и лавки, которые держали купцы из Томска, близлежащих сибирских городов, и даже Москвы и Петербурга. Чтобы защитить свое имущество от воров, большие окна-витрины обычно закрывали ставнями.
«В конструкцию самого дома встраивались специальные штыри, различные устройства для ставен. Чаще всего это были распашные ставни. Часть деталей и механизмов, например, как на здании нынешней мэрии, еще сохраняется на многих зданиях той эпохи», – рассказывает Екатерина Кирсанова.
Сами ставни сейчас почти нигде не встретишь. Счастливое исключение – здание на площади Новособорной, где сейчас располагается художественная и музыкальная школы.
Но самой уникальной деталью можно назвать «штору» на здании нынешнего Дома офицеров. Вы, наверняка, сотни раз проходили мимо, но никогда не заостряли внимание на рольставнях, которые закрывают одно из окон.
«Эта деталь очень интересна, потому что эта конструкция была крайне распространена в Германии как раз со второй половины XIX века – оцинкованные металлические листы, которые гофрировали под прессом и получалась конструкция, которая сейчас для нас уже привычна, но для тех времен это была уникальная новинка. Это очень изящный вариант для архитектуры эклектики и стиля модерн. Не огромные металлические раздвижные «распашонки», а вот именно такой закрывающий окно сверху вариант, очень удобный», – говорит Екатерина.
Такие шторы по немецкой технологии производили и в царской России – в 1886 году Вильгельм Тильманнс, немецкий промышленник из Ремшайда на Рейне, построил завод по цинкованию листового металла на территории Польши (в составе Российской империи до 1918 года – прим. ред.), в городе Прушков. Информации об этом сохранилось крайне мало, но сотруднику музея «Профессорская квартира» Ивану Атапину удалось найти в архивах местные газеты начала XX века, в которых напечатана реклама завода и рольставен. Так что передовым можно назвать не только само изделие, но и подход к маркетингу и рекламе.
«На Доме офицеров ставни находятся в одной позиции уже много-много десятков лет, но на них видна атрибуция, клейма производителя, его имя и фамилия. Но как вообще ставни оказались на здании Общественного собрания (изначально здание предназначалось именно для этих нужд, Домом офицеров оно стало только в 1945 году – прим. ред.) – это отдельная история. Дом общественного собрания строился таким образом, чтобы боковые части сдавались как раз под торговлю. Это был один из источников получения прибыли, на которое и содержалось Томское общественное собрание», – продолжает рассказ Екатерина Кирсанова.