Придумать действительно интересную и нетривиальную идею для научно-фантастического фильма — это не так уж и сложно. Задуматься о наболевшем, понять, что в прогрессе или современных проблемах может смущать, злить или пугать больше всего, и оттолкнуться от этого. А вот построить вокруг такой идеи сценарий полнометражного фильма — это уже задача со звездочкой. И именно такую задачу решали авторы австрийского сай-фай «Рубикон». Получилось ли у них сказать что-то совершенно новое на поле фантастических фильмов? Вряд ли. Но обо всем по порядку.
«Рубикон» — это максимально камерный и замкнутый в рамках космической станции сай-фай, который даже и не пытается показаться дороже, чем он есть на самом деле. На дворе вторая половина 21 века, планетой начали руководить гигантские частные корпорации, которые в итоге собой заменили государства. В их подчинении военные, полиция, ученые и все прочие социальные институты. Простые работяги зарабатывают баллы лояльности, а богачи совершенно ни в чем себе не отказывают.
Однако, у нового человечества старые проблемы, поэтому жить на Земле становится сложнее из-за экологической составляющей. Беднякам приходится жить как обычно, дыша опасным воздухом, а вот богатые люди спрятались в безопасных «куполах» с фильтрацией воздуха. А где-то в космосе на научной станции на орбите планеты ученые разрабатывают водоросли для разрешения всех проблем с кислородом, куда и отправляется главная героиня, чтобы выкрасть рабочие образцы технологии. Однако, на планете случается экологический катаклизм, который, вероятнее всего, уничтожил всех людей на Земле, а в космосе остались лишь трое: главная героиня-шпион, ученый-пацифист и автор изобретения. И теперь им нужно решать сложные морально-этические вопросы.
Ну, лишь в теории им приходится решать такие проблемы. Вместе сложного драматического и психологического триллера о трех разных и малознакомых людях в замкнутом пространстве в космосе, мы получаем крайне прямолинейный и предсказуемый фильм о любви, выдуманном долге и нелогичных поступках. На станции главные герои могут жить неограниченное количество лет, потому что технология водорослей работает намного лучше, чем предполагалось, но ученый-изобретатель обманывает новеньких, что для полноценного функционирования нужны именно три пары легких, так что никто не должен покончить с собой или отправиться обратно на Землю. Хотя по итогу попытки и того и другого будут повторяться очень даже часто.
Моральный расклад выживших следующий: молодой ученый собирается спасти выживших на Земле руководителей крупной корпорации, забеременевшая от ученого шпионка то собирается остаться на корабле и растить ребенка, то намерена отправиться к выжившим и выполнить свой долг. Ну а последний герой просто потихоньку раздражается от обоих и пытается сохранить свою технологию.
И вроде бы на руках у авторов все нужные козыри, зрителю даже не нужно показывать быт и реалии будущего на Земле, потому что на этот раз в созданный мир хочется верить буквально на словах, но вот мотивация героев не позволяет проникнуться происходящим в должной мере. Когда ты ждешь глубокий психологизм, где на чащи весов будут ставиться реальные судьбы и жизни людей, то на деле у героев получается все даже как-то слишком просто. Они не находятся в позиции сложного выбора, их космическая станция словно «бог из машины», позволяет бесконечно пользоваться кислородом, электричеством, водой и даже едой, что значительно снижает градус переживания за персонажей. Такое чувство, что они могут быстро слетать на опустевшую Землю, оставить там культуры водорослей и вернуться обратно к себе на станцию. Напряжение и ожидаемый стресс от происходящего просто исчезают. У героев не возникает действительно сложных и непроходимых моральных дилемм, и это очень сильно чувствуется.
При этом фильм не хочется ругать за камерность и объективную бюджетность, отсутствие какого-то достойного сай-фая масштаба, но в таком случае зритель принимает это поле своеобразного мыслительного эксперимента, он готов поверить в условность происходящего. Но только в том случае, если ему дадут достойную альтернативу в виде размышлений, философии и нравственных конфликтов. А их не случается. В итоге богатые люди — плохие, а работяги, дорвавшиеся до власти могут вдоволь отомстить. Увы, но смотреть такое просто не имеет смысла, хотя казалось бы. Люди в изоляции в космосе, а под ногами мертвая планета, открывается такое поле для экзистенциализма, но авторы этого поля так и не увидели. А жаль.
18+