Источник фото: Tomsk.ru
Интересное

От хлебной профессии до любимой работы: история слепого массажиста в проекте «Необыкновенный человек»

10:00 / 21.07.22
8449

Есть мнение, что при потере зрения обостряются другие органы чувств

Мы в социальных сетях:

Есть мнение, что при потере зрения обостряются другие органы чувств – слух, обоняние, осязание. У героя нашего проекта «Необыкновенный человек» Кима Дюн Гира так и случилось. И привело его к новой профессии, где он сам может помогать другим. Дюн ослеп в 29 лет в результате ДТП. А в 31 год стал массажистом, которого знают и благодарят жители Томска. Мы поговорили с ним о потере зрения, преодолении, принятии своего статуса и любви к профессии.

Терять зрение было не страшно. Страшно стало, когда ты его потерял

Дюн называет себя «островитянином» – родился в Южно-Сахалинске, работал менеджером по закупкам, увлекался летней и зимней рыбалкой. Жизнь начала меняться с 2009 года после серьезного ДТП. Тогда «потух» правый глаз, а врачи поставили диагноз: глаукома. Болезнь прогрессировала, случались рецидивы, которые забирали остатки зрения. И в 2017 году Дюн потерял зрение полностью, в 29 лет официально став инвалидом первой группы.

«Страшно было не терять зрение, а когда ты его потерял уже. Поначалу, когда сказали, что правый глаз не видит – это был шок. Потом быстро привыкаешь – другой орган начинает компенсировать. Левый глаз видит – и нормально, анализаторы работают, мир вокруг тебя движется. А вот когда ты теряешь зрение – тогда да, страшно. Осознание тоже не сразу пришло, были депрессии. Во-первых, ты не признаешь этого статуса, что ты – инвалид. В голове крутятся различные мысли: что дальше? Кому ты нужен? Что будет с тобой? Тогда у меня не было семьи, жены, думал – останусь одиночкой. Это самопожирание, саморазрушение, но огромное спасибо близким, друзьям: они помогали, поддерживали», — поделился Дюн.

При этом тактильное восприятие у нашего героя усилилось в разы. Он понял это, когда начал изучать шрифт брайля.

«Я заметил – осязать я стал лучше сразу, причем тогда еще не был массажистом. Письмо для незрячих же рельефное, может, тогда это выработалось. Слух немного обострился, вкусовые рецепторы, обоняние. Плюс — когда потерял зрение, начал гитару осваивать, дома для себя играю, всякое, что на слух падает. Давно хотел, но раньше как-то все отходило на 2 план: работа, рутина. А когда все случилось, решил, что время пришло», — рассказал Дюн.

Осознание пришло в реабилитационном центре

В каждом городе для помощи слепым людям, которые потеряли зрение и нуждаются в адаптации, есть представительства Всероссийского общества слепых. Дюн обратился в такое учреждение в Южно-Сахалинске, откуда его направили в Бийский реабилитационный центр в Алтайском крае. Именно туда приезжают слепые со всей восточной части России, чтобы получить навыки для быта и жизни. А реабилитация слепых в западной части страны проходит в Волоколамске.

«Осознание пришло только в реабилитационном центре, я туда приехал в возрасте 30 лет и познакомился с ребятами, которые были намного младше меня – кому-то 18 лет, кто-то с рождения не видит, у кого-то это приобретенное по болезням или травме. И я посмотрел – а ребята-то живут, радуются, бегают, смеются, все у них хорошо, кто-то гаджетами пользуется с голосовыми помощниками. И в голове мысль – а чем я хуже? Почему не могу так же радоваться жизни?», — сказал Дюн.

В центре обучили различным вещам: письму по брайлю, правильному передвижению с тростью по городу, бытовым навыкам. В реабилитационном центре Дюн познакомился с Натальей, которая потом стала его супругой (она также не видит). И задумался о новой профессии для себя. Так, слепые сейчас могут обучиться на психолога, юриста, программиста (в этом помогают специальные озвучивающие программы), гончара и на другие специальности. Для себя Дюн выбрал массаж.

«Тут встает вопрос интереса, что нравится. Программирование не особо интересно, как и психология. А руками ты всегда заработаешь на хлеб. Массаж-самый простой способ себя прокормить для незрячего человека, с другими профессиями сложно трудоустроиться: не все работодатели готовы создать для тебя особые условия. Можно приехать к пациенту, принимать у себя. Нужно 12-14 квадратов, кушеточка – и все, работай. Поэтому выбор и лег», — рассказал Дюн.

Полноценное медицинское образование тотально слепому человеку можно получить не везде. Такой колледж оказался в Томске. Дюн уже принял свою новую жизнь, осознанно и спокойно говорил, что он инвалид. Поэтому, окончив центр, вернулся домой, собрал документы, поступил и отправился в Томск. 

От профессии, которая «прокормит» до любимого дела

Профессии Дюн начал обучаться в Медико-фармацевтическом колледже СибГМУ. Это ближайшее место к Дальнему востоку, которое занимается обучением незрячих людей. В группе Дюн был не самым старшим в свой 31 год.

«Бывает, ребята собираются в группах одного возраста, а бывает, что разброс такой, что от 17 лет и до 40 с лишним. Освоить профессию ты можешь в любом возрасте, главное, чтобы здоровье позволяло», — отметил наш герой.

Безумной любви к своему делу поначалу не было: интерес разрастался по мере обучения и практики. К тому же, до окончания курсов Дюн не планировал работать. Но случилось иначе, когда на 2 курсе один из томских массажных салонов позвал его на работу.

«Я пришел, попробовал – почему бы нет? Это опыт, практика, которая идет в параллель к теоретической базе. Не помню первого пациента (смена была 13 апреля 2019 года), но помню ощущения – это был ужас какой страх. Если честно, переживал за то, чтобы по-простому не облажаться. Но вроде все нормально прошло», — вспоминает Дюн.

Оказалось, что к массажу у Дюна – талант. В 2021 году парень выиграл региональный чемпионат «Абилимпикс» в Томской области, а в апреле 2022 года стал вторым в чемпионате России с международным уклоном в Кисловодске.

«Это вообще был первый соревновательный опыт, тем более по направлению, которому обучаешься. Мандраж был такой, что я, когда выступил, вся спина была мокрая, костюм можно было выжимать. Руки делали то, что помнили. Такие чемпионаты дают возможность проверить свой профессионализм и компетенцию. В Кисловодске я был уже спокойнее, но это – статусный чемпионат, другой регион. Кисловодск среди медицинских учебных учреждений, которые готовят массажистов с проблемами зрения – это родоначальник в нашей сфере. Там появился первый колледж, начали обучать первых незрячих массажистов. На их земле было волнительно выступать. Но морально и эмоционально был готов», – рассказал массажист.

Ремесло в итоге стало большой любовью, когда все больше пациентов начали благодарить мастера, и он сам начал видеть их улучшения. Дюн чаще всего проводит лечебный массаж, однако всегда рекомендует своим пациентам идти за постановкой диагноза к узким специалистам.

«У меня многие пациенты спрашивают – а вы можете руками «посмотреть», у меня есть в позвоночнике какой-то процесс? Нет, руки – не рентген. Предположить можем, но нужно знать причину заболевания — и тогда будет понятно, что делать. Мне кажется, я вообще просто делаю то, что каждый день делаю. Но я рад, что это не рутина. Рад, что помогаю людям своими руками, кому-то становится лучше. Пациенты возвращаются к тебе регулярно, у них поднимается настроение, становится легче, и вот с тех пор пришло осознание – это та профессия, которая мне нравится», — рассказал Дюн.


Все выпуски проекта «Связано по-томски» здесь.